Урок русского языка. Существительные в письменной и устной речи. 4 класс
Описание материала: Урок русского языка в 4-м классе Склонение имен существительных. Цель: Продолжить формировать умение склонять имена существительные в единственном числе; совершенствовать умение выделять и формировать главную мысль в прочитанном тексте. Оборудование: карточки со словами; запись на доске; памятки для каждого учащегося; изображения тучек; карточки для индивидуальной работы; образцы гранита, песка, глины; компьютер для работы учащихся.
Ход урока: I. Организационный момент. (слайд 1) - Внимательно посмотрите на три облачка на доске.
- Какое облачко вам нравится больше? Почему? - Итак, вы выбрали веселое облачко. Это говорит о том, что на протяжении всего урока вы будете работать с хорошим настроением. - А теперь улыбнемся друг другу, сядем поудобнее и настроим себя на плодотворную работу. (тренинг) Глаза закрыты, дети повторяют за учителем: Я на уроке. У меня все хорошо. Я, как разведчик, все замечу. Внимание мое растет, Я готов к уроку. (открывают глаза) - Сегодня много работы, а времени мало. Наша задача - активно поработать и на отлично с хорошим настроением выполнить все задания. - Приготовим свои пальчики. Разогреем. Пошли в гости к большому пальчику. Массаж рук В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний Безымянный и последний. Сам мизинчик – малышок Постучался на порог. Пальцев дружная семья Друг без друга им нельзя. (проговаривая, дети разминают каждый пальчик) II. Минутка чистопосания. (слайд 2) 1) Гр . н . т, п . с . к, гл . н . . - Какие слова зашифрованы? (гранит, песок, глина) - Какие гласные пропущены в первом слове? (один ученик называет пропущенные в слове гласные, остальные сигналят светофорами, учитель открывает закрытые гласные) - Когда будете писать слово гранит в сочетаниях ра и ни используйте верхнее соединение. - В слове песок? (о, е) При написании слова песок соединение пе - среднее, со - верхнее. - В слове глина? (и, а – окончание) В этом слове сочетания ли и на будете писать верхним соединени- ем. Написание гласных букв в этих словах можно проверить? (нет) - Эти слова словарные, написание которых нужно запомнить. Спишите эти слова в тетрадь, выделите орфограмму. (один ученик выполняет работу у доски с комментированием) - Согласны? (сигналят) 2) Слайд 3. слова: ГРАНИТ ПЕСОК ГЛИНА - Найдите "лишнее” слово. (гранит) - Почему? (гранит - это твердая порода) - Правильно. Об этом мы говорили на уроках природоведения. - А что общего у этих слов? (слова обозначают природные ископаемые) (слайд 4)
гранит песок глина III. Словарная работа. 1) - Запишите под диктовку предложение. (ученик - у закрытой доски). Гранит, песок и глина – это полезные ископаемые. (слайд 5) - Открываем доску и проверяем, нет ли орфографических ошибок. (в записи нет запятой) - Что сюда напрашивается? (знак препинания - запятая) - А почему? (Гранит, песок и глина - однородные члены предложения). - Перед словом это всегда пишется тире. Запомните. 2) - Подберите к слову ГЛИНА однокоренные слова. (глиняный, глинистый, суглинок) (слайд 6) - Правильно. Эти слова на уроке природоведения уже звучали. - Запишите эти слова в тетрадях через запятую, выделите корень. - Какой корень в этих словах? (корень глин) - Отгадайте загадку: Он очень прочен и упруг Строителям – надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. (гранит) (показ образца) - Кто прочитает текст про гранит, записанный на экране, выразительно? (слайд 7) Гранит – прочная горная порода. Он состоит из кварца, слюды и полевого шпата. Цвет гранита зависит от цвета полевого шпата. Гранит состоит из отдельных зерен. Зерна в граните плотно прилегают друг к другу. Гранитом украшают здания, набережные, метро. - Какое имя существительное повторяется почти в каждом предложении (гранит). - Выделите окончания в слове гранит на доске, а остальные с заглавной буквы, через запятую записывайте это имя существительное и выделяйте окончание. - Что же происходит со словом гранит? (изменяется окончание) - Для чего изменяется окончание? (для связи слов в предложении) - А что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж имени существительного? Вывод: Чтобы правильно определить падеж имени сущ – го, надо найти слово, от которого зависит это существительное, поставить вопрос и по вопросу определить падеж. (слайд 8) IV. Физпауза. V. Тема урока. - Сегодня мы продолжаем учиться изменять имена существительные по падежам, т е. склонять. - Отгадайте еще одну загадку: Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже Он и в стекле расплавлен даже. (песок) (показ образца) (два ученика у доски склоняют слова песок и глина) - А вы, ребята, вспомните о том, что мы говорили на уроках природоведения о песке? - Отгадайте еще одну загадку: Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу - Она понадобится сразу. (глина) (показ образца) - Что вы знаете о глине ? - А запомнили ли вы, какие из этих ископаемых имеются в нашей местности? - Посмотрим, постарались ли ребята, которые работали у доски. Приготовьте светофоры. (ученики по очереди склоняют слова песок и глина по схеме падеж - вопрос - слово - окончание) VI. Работа учащихся на компьютере. - Ребята! Кто-то стучится. (открываю доску) - Еще одна тучка. Она плачет. Что случилось? (слайд 9) - Какие-то белые листочки. Что это такое? Да это вопросы! - Оказывается, тучка не может ответить на эти вопросы. Что нам нужно сделать, чтобы тучка заулыбалась? (помочь) - Сейчас вы должны ответить на вопросы тучки, а компьютерная группа (три ученика) проверит ваши ответы по компьютеру и оценит их.
(дети выходят к монитору, на экране памятка №1) - Первый вопрос, с которым тучка не справилась. Как определить род имени существительного? (чтобы определить род имени существительного нужно поставить слова – помощники) - Какие вы знаете слова-помощники? М. р. (он, мой) Ж. р. (она, моя) Ср. р. (оно, мое) - Компьютерная группа, так ли это? (ответ правильный) - Какую оценку вы ставите? (показывают оценку) - Определите род имен существительных в записанном нами предложении. (работает ученик у закрытий доски) - Остальные самостоятельно. (проверка – ученик у доски называет существительное и его род, а остальные сигналят). - А какого рода существительное ископаемые? (род определить нельзя, потому что это существительное стоит во множеств.числе) - Вы помогли справиться тучке с первым вопросом. Молодцы. - Переходим ко второму вопросу. - К монитору выходит компьютерная группа (три человека) (на экране монитора памятка №2) Как определить склонение имени существительного? (нужно определить род существительного в именительном падеже единственного числа, по роду и окончанию определить склонение) - Обратимся к компьютерной группе. Что показал компьютер? Оцените ответ. (сигналят) - И, наконец, третий вопрос. - Выбирается новая компьютерная группа. Это … (три человека) (на экране памятка №3) Как определить склонение имени существительного, если оно стоит не в именительном падеже, а в любом другом падеже? (его нужно поставить в именительный падеж единственного числа) - Что скажет компьютерная группа? (оценка)
- Молодцы! Спасибо. Посмотрите, тучка стала улыбаться. - Знания, которые вы сейчас использовали при ответах на вопросы тучки, вам пригодятся при работе с учебником. А памятки, которые выдавал компьютер у вас на столе тоже есть. Откройте их. VII Физпауза для глаз. (слайд 10)
(обведем глазками тучку вправо, влево, закрыть глаза, открыть) VIII. Работа с учебником. - Открыли учебники с. 80, упр. 174. Прочитайте текст. О чем говорится в тексте? - Почему текст назван "Стекло”? (это главная мысль текста) - Как же получают стекло? (читают предложения) - В тетрадях пишем слово упражнение 174. Заголовок "Стекло”. - Пишем три предложения. (учащийся зачитывает эти три предложения вслух) - Определите склонения имен существительных. - Какой памяткой будете пользоваться? (памяткой №2)
- Проверим. (один ученик отвечает, остальные сигналят) IX. Итог урока. - Чему учились на уроке? (склонять имена существительные) - О каких именах существительных мы сегодня говорили? (гранит, песок, глина) - Почему эти ископаемые называются полезными? (они приносят пользу людям) - Поэтому люди должны бережно их использовать. (отметить активных учащихся, оценить ответы) X. Домашнее задание. - Письменно просклоняйте имена существительные уголь, руда. (слайд 11) XI. Работа учащихся с компьютером. - Ребята, внимание! Компьютер просит вашей помощи!
- Он не смог справиться с заданием и теперь может сломаться. Он просит нас помочь ему. Поможем? - Посмотрите, на экране карточка с именами существительными. А падежи определены неверно. Исправим ошибки компьютера? (слайд 12) - У вас такие же карточки. Определите падежи имен существительных и запишите в скобках.
(три слабых ученика склоняют на отдельных карточках, им ставится отдельная оценка) - Проверяем. (читают цепочкой по строчке, учитель сигналит) - Молодцы! Теперь компьютер не поломается и мы будем продолжать работу с его помощью и на следующих уроках.
Приложение 1. На экране компьютера: Памятка №1.
Имена существительные бывают или мужского, или женского, или среднего рода. М.р Ж.р. Ср.р. (он, мой) (она, моя) (оно, мое)
Памятка №2.
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: 1. Определить род. 2. Выделить окончание существительного в именительном падеже 3. По роду и по окончанию определить склонение.
Памятка №3.
Чтобы определить склонение имени существительного, его нужно поставить в именительном падеже единственного числа: 1-е скл. 2-е скл. ехать по улице – улица рисовать карандашом - карандаш
Приложение 2. На столах у учащихся: Карточка «Определи падежи» Определи падеж имен существительных и запиши в скобках: Лежу (на чем?) на песке (___ ); бегаю (по чему?) по песку (____ _ ); обсыпаю (чем?) песком (___ ); построю (из чего?) из песка (___ __ ); ношу (что?) песок (______ ).
Дополнительная информация о материале: Автор материала: Дудина Елена Аркадьевна Добавлен: 05.02.2012, 09:46 Просмотров:930; Загрузок:108; Комментарии: 2; Рейтинг:0.0/0
Если Вы не хотите проходить процедуру бесплатной регистрации, тогда нажмите на рекламную ссылку и Вам станет доступна ссылка для скачивания прямо сейчас!