Основной контент нашего ресурса предназначен для лиц старше 16 лет
Образовательно-просветительский портал ФОССА! цитаты и высказывания
Наш сайт на реконструкции. Приносим извинения 22222 33333
Здесь скоро будет новое удобное меню. Приносим извинения, сайт сейчас на реконструкции.


+Полное меню

Категории каталога

Сочинения/ Рефераты [26]
Сочинения и рефераты учеников и всех, кто считает, что его работа лучшая!
Интересные работы [9]
Работы, которые действительно полезные и нужные ученику и студенту.

НАШ ОПРОС

Какого оператора связи Вы используете?

Всего ответов: 527







 


Загружается, подождите...

Главная» Статьи» ОБРАЗОВАНИЕ» Сочинения/ Рефераты

Вы можете добавить свой собственный материал!

Диктант как наиболее полная форма определения уровня музыкально - слухового развития ученика.
Методическая работа по сольфеджио преподавателя теоретических дисциплин высшей квалификационной категории Мишиной В.А. В реферате представлен собственный педагогический опыт работы над различными видами диктантов.

Работа над диктантом – одна из самых сложных форм деятельности учащихся в музыкальной школе, при этом, наиболее полной формой анализа слышимого, является именно диктант. Диктант – итог знаний, навыков, определяющий уровень музыкально – слухового развития ученика.

Основные задачи, которые стоят перед педагогом – теоретиком музыкальной школы в работе над любым видом диктанта, таковы:
- создавать, закреплять слышимое и видимое (то, что слышу – помню, пою, играю, пишу);
- развивать память, внутренний слух (по определению Оськиной С., Парнас Д., именно внутренний слух, в качественном смысле, больше всего влияет на развитие музыкального слуха в целом. Внутренний слух – это представлять, мысленно видеть или слышать);
- использовать диктант как средство для закрепления и практического усвоения знаний в курсе сольфеджио.

Особое внимание в работе над диктантом следует уделять развитию музыкальной памяти. Это не просто способность запоминания мелодии или гармонических, ритмических построений, а память аналитическая, т.е., запоминание и одновременное понимание горизонтали и вертикали: мелодии, формы, расположения функций, аккордов, их взаимосвязей – всех тех элементов, которые, обычно, выявляются учениками при зрительном анализе текста.

Итак, задача преподавателя музыкальной школы – научить, как писать диктант, учитывая, при этом, как групповые, так и индивидуальные особенности учеников. Педагогу необходимо создать в подобном виде деятельности атмосферу невозможности не справиться с поставленными задачами; пробудить у детей интерес к тому, что будет сыграно, исполнено (применительно, к различным видам диктанта, в т.ч., ритмическому и гармоническому).

Останавливаясь на некоторых видах диктантов (ритмический, гармонический), выстраивая комплекс различных упражнений – заданий, поэтапную систему приобретения теоретических, слуховых знаний и навыков, решаю для себя главную задачу: процесс работы над диктантом для учащихся должен приобрести форму увлекательно – познавательной деятельности.
Ритмический диктант.

Ритмичность следует рассматривать как качество личности ребенка. Б.Теплов указывает, что ритм в музыке, особенно ребенком, воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма.

Эмоциональное воздействие ритма на слушателя очень велико. Эмоциональный отклик на ритм является первичным, при этом, очень важным проявлением музыкальности.
Ритмическое оформление нот в музыкальной школе начинается с самого раннего возраста, в младших классах.

Практика показывает, что в более старших классах, на уроках сольфеджио этот вид диктанта, практически, не используется, исключается из работы.

На мой взгляд, ритмический диктант необходим и в старших классах, т.к. на всех этапах обучения выполняет определенные и важные функции:
- развивает чувство метра и ритма (как отдельно, так и в совокупности);
- на начальном этапе полезен для элементарного навыка записи длительностей, их ритмического сочетания;
- является формой проработки новых изучаемых ритмических групп, сочетаний;
- объединяет музыку, ее высотные взаимоотношения во временную организацию.

За многие годы работы в музыкальной школе, мною разработан последовательный комплекс различных метроритмических упражнений, развивающих у детей моторно – двигательные ощущения, координационные (необходимые исполнителям, в том числе) упражнения для развития памяти, четкости исполнения различных длительностей, ритмических групп, необходимых и в подготовке к работе над ритмическим диктантом.

Обозначу лишь некоторые аспекты работы в подготовке к ритмическому диктанту:
- двигательные упражнения (ходьба, хлопки, танцевальные элементы, и др. Введение в урок сольфеджио некоторых элементов предмета «Ритмики»).

Подобные упражнения обязательно сопровождаются игрой педагога на инструменте, что способствует решению не только специфических задач, связанных с ритмом, но и привлекает ребенка с точки зрения эмоционального восприятия музыки;
- использование на уроке ролевых «ритмических» песен, игр, где учащиеся сами принимают участие в «сценарии» действа.

Подобные музыкальные примеры рекомендуется исполнять с обязательным изменением темпа;
- использование интонационных упражнений с пропеванием гамм, тетрахордов звукорядов, мелодий по нотам, в едином верном темпе, с использованием тактирования, дирижерских жестов; в дальнейшем – разными длительностями, ритмическими сочетаниями;
- уместно создавать и удерживать разные единые темпы в музыкальных фрагментах, при этом, указывая изменения в звучании музыки, благодаря смене темпа.

Важный элемент в работе над ритмическим диктантом – определение размера музыкального построения. Размер как числовое выражение метрической структуры примера, должен быть понят не только арифметически, но и в своем выразительном значении. Например, размеры 3/4 и 3/8: особенности их должны быть подчеркнуты различными средствами, в том числе, и темпом.

Учащиеся должны научиться воспринимать четкость и полновесность каждой доли в размере 3/4, акцентированность первой и легкость двух других долей в размере 3/8; или долготы расстояния между сильными долями, продолжительности построения в размерах 2/4 и 4/4; или размер 6/8 в медленном темпе, имея деление на две самостоятельные части, воспринимается как 3/4, а в быстром – как 2-хдольный с триольным движением длительностей, и т.д.

Как одно из упражнений, используемое мною, на умение и навык определения размера в музыкальных фрагментах, может служить подборка 6-10-ти одноголосных мелодий (в дальнейшем, двухголосных), мелодий с сопровождением, исполняемых в нужном, обозначенном темпе, сочетая схожие простые, сложные, а затем и смешанные размеры. В качестве одноголосных примеров можно использовать сборники диктантов (Фридкина, Ежиковой, Шехтмана, Русяевой, и др.), где присутствует удобное распределение по классам, присутствует последовательное усложнение метроритма.


Упражнением на верное восприятие размера будет являться и исполнение пьес с характерными жанровыми признаками (особое внимание необходимо уделять вальсу, маршу. На выразительные возможности 2х, 3хдольности маршевости и вальсовости указывают в своих работах теоретики-практики В.Цуккерман, Л.Мазель, Е.Назайкинский.

Разумеется, при значимости этих двух жанровых сфер, выразительности 2х, 3хдольности не исчерпываются. В качестве музыкальных примеров необходимо использовать разножанровые фрагменты: полька, сицилиана, тарантелла, и др.). Целесообразно в работе над ритмическим диктантом, особенно в младших классах, использовать «ритмизацию» стихов в разных темпах, размерах как вид «ритмической разминки» на уроке, сольмизацию музыкальных примеров со сменой темпа, доводя его до достаточно быстрого (начиная с умеренного, что является естественным для ребенка с точки зрения физиологии – частота пульсации метрических долей в умеренном темпе соответствует ровному чередованию фаз дыхания, нормальному пульсу, скорости спокойного шага).

Упражнения с прохлопыванием, проговариванием, простукиванием, т.е., «проживанием» длительностей, ритмических групп – эти и другие упражнения служат важным элементом успешной работы над ритмическим диктантом. (Сегодня существует огромное количество методических пособий, сборников, где представлены авторские методики развития метроритмических навыков на уроках сольфеджио в ДМШ. Это сборники Е.Попляновой, Т.Сиротиной, Е.Ефремовой, Т.Огородновой, Духаниной, и др.).

Виды ритмического диктанта:
- прослушав мелодию, записанную на доске без обозначения ритма, записать ее в тетради, оформив ритмический рисунок (как усложнение, записанная мелодия – без обозначения размера);
- записанная на доске мелодия с неверно оформленным ритмом. После прослушивания проигранной мелодии, ритм исправляется;
- зрительный диктант с пальцев рук педагога (как игровой элемент на уроке, т.к., всегда должна присутствовать музыка);
- записанные на доске, в тетради ноты – точки без оформленного размера, ритмического рисунка.

После прослушивания определить размер, разделить на такты, оформить длительности, ритмические группы (сборник «Занимательные диктанты» Г.Калининой);
- определение размера, запись ритмического рисунка в прослушанной мелодии способом «стенографии» (наиболее традиционный вид ритмического диктанта).

В качестве упражнений для грамотной записи ритмических диктантов целесообразно использовать задания на группировку длительностей, их верное оформление, используя как четное, так и нечетное дробление длительностей, сложные, смешанные размеры. В младших классах важным элементом в работе над развитием метроритмических навыков, служат ритмические задачи, где прорабатываются длительности, их сочетания, знание размеров.
Разные виды ритмических диктантов, их включение в работу на уроках сольфеджио, развивают не только специфические ритмонавыки, но и задействуют разные мозговые центры деятельности, что является важным звеном в процессе развития личности музыканта – ученика.

Гармонический диктант.

Принято считать, что гармоническим диктантом, его видами, следует начинать занятия со второго класса музыкальной школы. Однако, не следует забывать о значимой функции подготовительного этапа по развитию гармонического слуха: без подготовительных упражнений – заданий на начальном этапе, дальнейшая работа в старших классах будет невозможна, или приобретет форму «шаблонных», заученных схем гармонических построений.
Уже в первом классе музыкальной школы учащиеся владеют определенным запасом знаний, слуховых впечатлений, что дает возможность анализировать на слух не только выразительные средства музыки, но и отдельные ее элементы (например, звукоряды ладов, гаммы, отдельные ступени лада, интервалы – мелодические и гармонические, а также некоторые типы трезвучия).

«Гармонический слух проявляется в способности воспринимать многоголосие» (Б.Теплов). Считается, что гармонический слух развивается в процессе вокально – интонационных упражнений, и, конечно же, анализе на слух. Итогом развития гармонического слуха в музыкальной школе можно считать пение 2-х, 3хголосных музыкальных примеров, запись 2хголосных диктантов, последовательностей интервалов, аккордов в ладу, вне лада, смешанных интервальных и гармонических построений.

Гармонический диктант – одна из форм работы над развитием гармонического слуха. Основные задачи этого вида деятельности таковы:
- воспитать целенаправленное восприятие музыки;
- служить основным средством знакомства с новыми музыкальными явлениями;
- способствовать накоплению в памяти различных звуковых впечатлений являющихся основой для формирования определенных понятий;
- развить музыкальное мышление учащихся, т.е., способность осознавать слышимое, проводить сравнения, синтезировать и дифференцировать явление;
- помогать развитию и укреплению памяти, внутреннего слуха.

Любой анализ на слух (тем более, в ладу), следует «насыщать» музыкой. Цепочки, последовательности интервалов, аккордов нужно составлять метроритмически и структурно, т.к., усвоение теоретических понятий и формирование навыков на уроках сольфеджио начинаются с показа их в звучании.

Первые впечатления от слышимого, в основном, эмоциональны и лишь затем, при повторении и закреплении, они переходят в сознательные и мыслительные. Зачастую, этот важный момент в работе над развитием гармонического слуха, преподавателями сольфеджио в музыкальной школе упускается. Чем ярче и красочнее показ осваимого материала, тем острее впечатление от услышанного.

В практике работы над развитием гармонического слуха определяют два направления, развивающиеся параллельно: а) анализ, усвоение элементов музыкального языка; б) анализ элементов музыкального произведения в их взаимосвязи. Остановлюсь на анализе, усвоении элементов музыкального языка, т.к., в программе по сольфеджио для музыкальных школ подобные требования являются обязательными.

В качестве материала для анализа на слух используются:
- звукоряды ладов, гаммы, отдельные ступени лада;
- интервалы (мелодическое, гармоническое звучание) в ладу, вне лада, отдельно взятые «цепочки», исполняемые на фортепиано, голосом;
- аккорды – в мелодическом, гармоническом звучании в ладу, от отдельных звуков (детализация – вычленение баса, определение мелодического положения, расположения аккорда – «вертикаль»);
- гармонические последовательности аккордов в пределах структурных построений;
- модуляции. В зависимости от особенностей обучения в каждой музыкальной школе, от задач, которые ставит перед классом преподаватель сольфеджио, модуляции, их разные приемы и типы, можно использовать в старших классах и с учащимися профориентированных групп.

Определение на слух звукорядов ладов, интервалов, аккордов вне лада – это систематическая и постоянная форма работы над развитием гармонического слуха. Проработка этих элементов музыкального языка на уроках сольфеджио связана с приобретением теоретических знаний учащихся, служит, в основном, для определения структурной характеристики элементов (последовательность, либо созвучие из 2х, 3х и более звуков).

Для осознания и проработки слуховых навыков вне лада используется, как правило, интонационно – образные впечатления.
Работа в ладу с перечисленными гармоническими элементами, требует от учащихся навыка понимания и осознания логики построения музыки, взаимосвязи разных гармонических построений в пределах лада, определения фонизма и функциональных связей элементов.
Работу с гармоническими построениями (аккордовые последовательности), рекомендуется начинать со 2-го полугодия 3-го класса, когда учащиеся имеют определенный слуховой, а главное, и теоретический багаж (речь идет о главных трезвучиях лада, обращениях Т53, Д7).

При этом, функциональную окраску главных трезвучий лада учащиеся должны различать гораздо раньше, как только эти элементы проходятся по программе. Основную роль в таком восприятии играют эмоциональные ощущения, поэтому хорошо прочуствованное, услышанное без труда закрепится теоретически (чаще педагоги в музыкальной школе поступают наоборот). В младших классах трезвучия главных ступеней могут выступать в качестве 3-х видов гармонического оборота: плагального, автентического, полного.

Основа восприятия функциональных связей между этими аккордами тесно связано с чувством лада. Гармония, подчеркивающая ладовое звучание мелодических оборотов, естественно, даже интуитивно, но будет воспитывать у детей чувство логики музыкального языка (опять же, большое значение имеют теоретические знания учащихся и умение применять их на практике).

Осознание окраски созвучий и их функциональных связей доступно широкому кругу учащихся. Но природная музыкальность, физиологическая восприимчивость натуры ученика вносят некие коррективы в работу над развитием гармонического слуха. И все же, если ученикам представлять любой сложный теоретический, слуховой материал ярко, эмоционально – выразительно, если подобную деятельность строить от общего к частному, к деталям, закреплять слуховые впечатления на инструменте, стараясь уходить от шаблонов – тогда есть возможность максимально развить слуховые возможности ученика, чтобы, в дальнейшем, его музыкальный слух получил бы статус «профессиональный».

Гармонический диктант, последовательность включения гармонических оборотов:
1 этап:
3 вида гармонического оборота (в мажоре и миноре – принцип сравнения как обязательная форма любого слухового анализа. Понятие: D после S (не использовать); восприятие фонизма аккордов закрепляется игрой учащихся на фортепиано в изученных тональностях. Соединение аккордов: а) без общего звука; б) через общий звук 3хголосно. Закреплению навыков игры способствуют занятия импровизацией, гармонизацией мелодий с использованием 3-х видов гармонического оборота, в т.ч., занятия сочинением). Возможно включение D7.
Например:
Т53 S53 Т53; Т53 D53 Т53; Т53 S53 D53 Т53; Т53 S53 D53 D7 Т53;
I IV I I V I I IV V I I IV V V I

Т53 D53 Т53 S53 D7 Т53; Т53 S53 D53D7 Т53 S53 Т53, и др.
I V I IV V I I IV V V I IV I
2 этап:
Включение вспомогательного оборота: Т53 S64 Т53, позже – обращений Т53, S53, D53, S53 г.
I I I


Практика показывает, что учащимся проще слушать бас (ступень), пропевать аккорд. Однако, существует мнение, что запоминание аккордов на ступенях, заучивание неких гармонических схем тормозит развитие гармонического слуха. На мой взгляд, уделяя должное внимание окраске звучащего построения, на начальном этапе есть необходимость пропевать, «чувствовать» движение баса (основания аккорда) и его структуры: в дальнейшем, с включением новых, изученных аккордов в гармонические обороты, не всегда безошибочно ученик может определить тот или иной аккорд (фонически).

Учитывая уровень подготовленности и развитости музыкального слуха ребенка, подобная помощь ему необходима. (Игра на инструменте, пропевание гармонических последовательностей в прямом, ломаном движениях – неотъемлемая часть успешной работы над гармоническим слухом).


3 этап:
- расширение вспомогательного оборота (включение D6, Ум53);
- построения в форме предложения, гармонических построений из 4-6ти аккордов, объясняющие логику музыкальной мысли, развития музыкального языка);
Обязательное включение D7.
Например: Т53 D6 Т53 S53 D7 Т53 , и др.
I VII I IV V I

4 этап: ↔
- проходящий оборот с включением D64 (I II III); составление гармонических последовательностей в разных аккордовых вариантах. Фактурное изложение последовательностей.

5 этап:
- обращения трезвучий; их одинаковая «фоническая» краска с неизменной сменой баса (ступени лада); Т53 – Т6, S53 – S6.

6 этап:
- включение К64; условия «субдоминантовой подготовки» каденционного оборота; расширение построения до периода (последовательности из 6 - 8ми аккордов);
- расширение вспомогательного, проходящего оборотов (включение обращений Д7).
Например: Т53 S53 D2 Т6/ Т53 D64 Т6 S53 К64 D 7 Т53, и др.
I IV IV III I II III IV V V I

7 этап:
- понятие «прерванная каденция», выстраивание музыкальной «мысли» в последовательностях с прерванным оборотом;
- включение МVII7, УмVII7, II7, II7 (г) (условия их применения). По выбору педагога, ведется работа и с включением в гармонический диктант модуляции, отклонения.


Подобные виды диктантов необходимо проводить систематически и регулярно; учащиеся прослушивают от пяти до трех цифровок (пять – в младших классах, в виду несложного и незначительного набора аккордов). Целесообразно строить прослушанные и записанные последовательности в разных тональностях, пропевать их, проигрывать на инструменте.
Развитие музыкального слуха учащегося в музыкальной школе – это долгий и сложный процесс, который требует, прежде всего, грамотного и бережного отношения педагога к творческим особенностям ученика.

Развитие гармонического слуха, вокально – интонационных навыков, воспитание чувства метроритма - эти и другие формы работы, развиваясь параллельно, составляют требования программы по сольфеджио для ДМШ. Применяя свой собственный педагогический опыт и собственное видение предмета, каждый из нас, преподавателей сольфеджио, решает все же, единую задачу: максимально раскрыть творческий потенциал ребенка – ученика, развить его музыкальные способности, тем самым, пополнить его внутренний мир более яркими и эмоционально – красочными впечатлениями.





Рекомендуем почитать:


Категория: Сочинения/ Рефераты | Добавил: skat321753 (24.08.2011) | Автор: -
Просмотров: 2832 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0




Форма входа


Логин:
Пароль:

РЕКЛАМА

ИНФОРМАЦИЯ

Легкая версия нашего сайта для мобильных устройств (ограниченный функционал)
fossa.net.ru/pda


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ:


Какие сегодня праздники?



Спонсор страницы:





 

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вверх
Мы рекомендуем почитать ↓
Здесь будет полезная информация. Наш ресурс проходит процедуру реорганизации.
© 2008-2013 VCF Образовательно-просветительский портал "ФОССА".
Копирование материалов возможно только при разрешении администрации сайта.
Сообщить о незаконном использовании материалов.

Яндекс цитирования   
Отзывы и предложение по работе портала оставляйте <<здесь>>
Если у вас возникли тех.проблемы, обращайтесь <<сюда>>

Пользовательское соглашение | Документы | О проекте | Ваш вклад | Баннеры | Реклама на портале | Служба Поддержки
Sitemap



!--s_links-->