Русская музыка
XVIII и первой половины XIX века
Большой
и славный путь прошла в своем развитии русская музыка. Сколько великих
композиторов: Глинка, Даргомыжский, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков,
Чайковский, Скрябин, Рахманинов, Глазунов и многие другие! Их искусство
прославило нашу Родину. Во всех странах земного шара звучит их музыка и будит в
сердцах людей светлые, добрые и чистые чувства. Расцвет музыкальной культуры в
XIX веке был подготовлен всем ходом развития её в России. Веками накапливались
в народе драгоценные родники музыкального искусства. Народное поэтическое и
музыкальное творчество существовало еще в глубокой древности, и в нем
отразилась вся жизнь и история народа: его обычаи и обряды, его труд и борьба
за свободу, его надежды и мечты о лучшей жизни. Немало суровых, мужественных песен
было создано в народе о Степане Разине, Емельяне Пугачеве и других
руководителях крестьянских восстаний и войн. Высоко ценил песни о Разине и
Пугачеве великий русский поэт А.С.Пушкин. В своей повести «Капитанская дочка»
Пушкин приводит песню «Не шуми ты, мати зеленая дубравушка» и говорит о ней как
о любимой песне Пугачева. Бережно собирали и изучали родную песню наши русские
композиторы-классики. Некоторые их них - Балакирев, Римский-Корсаков, Лядов -
составили сборники русских песен для голоса в сопровождении фортепиано. В своих
произведениях они нередко использовали русские напевы. А сочиняя собственные
мелодии, вводили в них характерные для русских песен интонации, попевки и
мелодические обороты. Музыка Глинки и Чайковского, Бородина и Мусоргского понятна
и доступна широкому слушателю именно потому, что она богата прекрасными
мелодиями, песенна. В XVIII веке появляется бытовая городская песня, с
аккордовым гармоническим сопровождением, новая по своему выразительному
характеру. Более простая по своему складу городская песня возникла на
мелодической основе старинной народной песни, которую часто называют
«крестьянской». И почти в каждой городской песне в той или иной мере
использованы попевки, ладовые и ритмические особенности старинной песни.
Заметное влияние на развитие городской песни оказало творчество русских поэтов.
Пример тому - песня «Чем тебя я огорчила», сложенная народными певцами на
немного измененные слова известного русского поэта XVIII века А.Сумарокова. В
XVIII веке появляются нотные записи русских народных песен. Первый сборник
народных песен выпустил певец-гуслист В.Трутовский; за ним последовало обширное
собрание, составленное известным русским поэтом Н.Львовым в содружестве с
И.Прачем. В эти сборники вошли не только наиболее популярные и любимые народом
старинные песни, но также более новые городские. Сборники познакомили любителей
музыки с прекрасными русскими мелодиями. Многие из песен впоследствии
использовались композиторами в операх и в инструментальных произведениях. На
протяжении XVIII века привычные напевы народных песен всё чаще звучат в
различных инструментальных пьесах, в музыке к театральным пьесам и в операх.
Разумеется, интерес к народным мелодиям возник не сразу. На первых порах жители
обеих русских столиц довольствовались произведениями зарубежных композиторов.
При дворе в Петербурге часто ставились пышные оперные спектакли для узкого
круга слушателей. Но гораздо большее значение имела деятельность маленьких
оперных трупп, часто посещавших Петербург и Москву, начиная с 30-х годов.
Общедоступности спектаклей способствовали умеренные цены. Это были итальянские
и французские весёлые комические оперы на сюжеты бытового характера, в которых
пение нередко чередовалось с разговорными диалогами. По образцу разговорных
опер с течением времени создавались и первые русские оперы. Вначале это были
незатейливые бытовые комедии с музыкальными вставками, основанными на мелодиях
русских песен. В некоторых из них высмеивались быт и нравы различных сословий -
купцов, чиновников («Санкт-Петербургский гостиный двор» крепостного музыканта
М.Матинского). И в этом, несомненно, проявилась связь первых русских опер с
передовой русской литературой (в особенности, с творчеством Фонвизина). В те
годы в Петербурге большой известностью пользовался общедоступный «Российский
театр». На петербургских и московских сценах выступали талантливые русские
артисты, как, например, Е.Сандунова. Украшением домашнего театра Шереметьева
была замечательная крепостная актриса Параша Жемчугова (о её необычайной судьбе
в народе сложилась песня «Вечор поздно из лесочка»). Однако участь талантливых
русских актеров и музыкантов в условиях крепостнической России часто
оказывалась трагичной, многие из музыкантов безвременно погибали. Несмотря на
тяжелое, бесправное положение музыкантов, в последней четверти XVIII века в
России складывается уже своя композиторская школа. Молодые композиторы создают
выразительные романсы и обработки русских песен, фортепианные и скрипичные
пьесы, симфонические увертюры, музыку к спектаклям и, наконец, оперы. Среди них
были Дубянский, Березовский, Бортнянский, Фомин, Хандошкин и другие.
Музыка барокко
Слово
'барокко' пришло из португальского языка и означает жемчужина неправильной
формы, с итальянского языка это слово переводиться как странный, причудливый.
Какими бы не были корни этого слова, именно эпоха барокко считается началом
распростанения западно-европейской цивилизации.
Эпоха
барокко отвергает естественность, считая её невежеством и дикостью. В то время
женщина должна быть нестественно бледной, в вычурной прическе, в тугом корсете
и в огромной юбке, а мужчина в парике, без усов и бороды, напудрен и надушен
духами.
В
эпоху бароко произошел взрыв новых стилей и технологий в музыке. Дальнейшее
ослабление политического контроля католической церкви в Европе, которое
началось в эпоху Возрождения, позволило процветать нерелигиозной музыке.
Вокальная
музыка, которая преобладала в эпоху Ренессанса, постепенно вытеснялась
инструментальной музыкой. Понимание, что музыкальные инструменты должны объединяться
неким стандартным образом, привело к возникновению первых оркестров.
Один
из самых важных типов инструментальной музыки, который появился при барокко бых
концерт. Изначально концерт появился в церковной музыке в конце эпохи
Возрождения, и вероятно это слово имело значение 'контрастировать' или
'бороться', но в эпоху Барокко он утвердил свои позиции и стал самым важным
типом инструментальной музыки.
Двумя
из самых великих композиторов концертов того времени были Корелли и Вивальди,
их творчесво пришлось на конец эпохи Барокко, и они установили и упрочили
концерт как способ продемонстрировать всё мастерство солиста.
В
начале эпохи Барокко, приблизительно в 1600 году, в Италии композиторами
Кавалери и Монтеверди были написаны первые оперы, сразу получившие признание и
вошедшие в моду. Основой для первых опер были сюжеты древнегреческой и римской
мифологии.
Будучи
драматической художественной формой, опера поощряла композиторов воплощать
новые способы иллюстрировать эмоции и чувства в музыке; фактически, воздействие
на эмоций слушателя стало главной целью в произведениях этого периода.
Опера
распространилась во Франции и Англии, благодаря великим работам композиторов
Рамо, Генделю и Перселлю.
В
Англии была также развита оратория - отличается от оперы отсутствием
сценического действия, оратории часто основано на религиозных текстах и
историях. "Мессия" Генделя - показательный пример оратории.
В
Германии опера не завоевала такой же популярности, как в других странах,
немецкие композиторы продолжали писать музыку для церкви.
Иоган
Себастьян Бах - величайший гений в истории музыки, жил и творил в эпоху
Барокко. Его подход к музыке, открыл безграничные возможности создания
произведений.
Основным
инструментом той эпохи был клавесин - предшественик фортепьяно.
Многие
самые важные особенности классической музыки берут свои истоки в эпохе Барокко
- концерт, соната, опера.
Барокко
- была эпохой когда идеи о том, какой должна быть музыка обрели свою форму, и
эти музыкальные формы не потеряли актуальности и в сегодняшний день.
Великие
работы эпохи Барокко
Гендель
: Музыка на воде Бах: Бранденбургские концерты и Кантаты Вивальди: Четыре
Сезона Пёрсел: Дидона и Эней Ментеверди: Орфей
Барокко
живет в музыкальном обиходе, в интонациях и ритмах легкой музыки, в пресловутом
«под музыку Вивальди», в школьных нормах музыкального языка. Живы и развиваются
своими путями жанры, рожденные эпохой барокко: фуга, опера, кантата, прелюдия,
соната, концерт, ария, вариации… Музыка барокко — огромная область
исполнительской практики: от Баха и Генделя в программах органных концертов, от
клавирной музыки, кантат, камерных произведений Вивальди, Корелли до оперы
Телемана. Многочисленны ансамбли старинной музыки. Настоящий бум
искусствоведческих и музыковедческих публикаций, продолжающийся более ста лет
(с появлением в 1888г. работы Г. Вельфлина «Ренессанс и барокко»). Отголоски
стиля барокко — «необарокко» — в музыке поздних романтиков: Брамса, Регера,
Стравинского, Шостаковича, Шнитке, в архитектуре Гауди. Эпоха барокко задает
вопросы, обращенные к небу, к человечеству, в никуда (недаром, риторический
вопрос — излюбленная фигура барочной риторики).
«Что
смерть благочестивым»
(фон
Хоффмансвальгау),
«Что
молодость, почет, искусность, блеск наград?»
(Грифиус),
«Что
мне это квинтэссенция праха?»
(Шекспир)
Антиномии
эпохи сосуществуют и в музыке:
1)
жанрово-танцевальное, вплоть до звукоизобразительной программности («Времена
года» Вивальди) и духовное, обращенное к религиозным идеям (кантаты Баха,
другие его произведения, кантаты Букстельхуде);
2)
мажор и минор (заслуга барокко в выделении этих двух противоположных ладов);
3)
гигантские композиции («Страсти», Мессы, оратории…) и лаконичные номера;
4)
чередование разнохарактерных частей (в сюитах, концертах, операх);
5)
двойственность отношения к художественному пространству, ясность, рациональность
и одновременно иррациональность, размытость. Пространство барокко в музыке
имеет вертикальные ориентиры; главные виды движения в нем — подъем к небу или
спуск в ад. В теории музыкальной риторики это выражается фигурами подъема и
спуска (a-moll прелюдия из IIт ХТК: блуждание по лабиринтам пространства, по
искривленным лабиринтам нечистой совести грешников. Фуга — как приговор, как
грозный жест Верховного Судии на Страшном Суде, указывающий вниз, после чего
стремительное падение, крушение). Таким образом, мир физический оказывается
внутри человека. Человек и мир — одно. «Остановись, человек! Небеса в тебе!
Если ты ищешь Бога в другом месте, его там нет!» (Ангелиус Силезиус);
6)
время, отражающее непостоянство, изменчивость мира. Характерная деталь музыки
барокко — отсчет мгновений, неизменно пульсирующий ритм, который часто
сочетается с извилистым ритмическим рисунком. Музыка барокко создала и особый
тип контраста: время текущее, изменяющееся (время человеческой жизни) и время
застывшее (время вечности): контраст темпов в многочастных произведениях; жанры
вариаций на неизменный бас, хоральные прелюдии…;
7)
хаос — порядок. Из пестрого разнообразия барочных жанров заметно выделяется
жанр прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги. Он не вышел за пределы эпохи, в то
время как остальные жанры жили и изменялись еще несколько столетий. Суть цикла
в противопоставлении двух принципов мышления: импровизация, непостоянство мира
и человека в 1 части и размеренность, упорядоченность, регулярность,
монотонность во второй.
В
эстетике барокко музыка определялась через точные науки с целью:
1)
служения Богу;
2)
украшения человеческой жизни.
«Музыкальная
композиция — это математическая наука, посредством которой составляется и
наносится на бумагу приятная и чистая слаженность звуков, которая после этого
может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в первую очередь подвигнуть людей
к усердному благоговению перед Богом и затем, чтобы ею услаждать и давать
удовольствие слуху и душе» (Вальтер).