Основной контент нашего ресурса предназначен для лиц старше 16 лет
Образовательно-просветительский портал ФОССА! цитаты и высказывания
Наш сайт на реконструкции. Приносим извинения 22222 33333
Здесь скоро будет новое удобное меню. Приносим извинения, сайт сейчас на реконструкции.


+Полное меню

Категории каталога

Репортаж [0]
Полноценный репортаж. Фото и текст.
Срочно в номер! [3]
Репортаж, который очень важен.
Расследование [3]
Журналистское расследование
СПЕЦКОР [11]
Специальный корреспондент. События, факты, мнения
Статья [32]
Познавательные статьи
Сериал о школе [7]
Серия публикаций о МОУ СОШ № 7 г.Каменска-Уральского. Рассказывается о жизни и приключениях ученика Соколова Виктора. Где-то чистая правда, а где-то художественный вымысел- где именно- решать Вам!

НАШ ОПРОС

Вы зайдете сюда еще раз?

Всего ответов: 357







 


Загружается, подождите...

Главная» Статьи» Репортажи» Статья

Вы можете добавить свой собственный материал!

Проблемы современной речевой среды школьника

Развитие речи учащихся – важная многоаспектная проблема. Она включает в себя, с одной стороны, научные основы (лингвистические и психологические), с другой – методическое содержание (принципы, виды работ, методы развития речи). 

 Вопросы развития речи находятся в центре внимания современной методики русского языка и сегодня особенно актуальны.

 К сожалению, в последнее время уровень общей культуры, а также культуры речи заметно снижается. В связи с этим работа учителя русского языка и литературы приобретает особую ценность.

 Учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их речи, т.е. умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приёма и передачи информации. Этот процесс протекает или в узкой форме (говорение – слушание), или в письменной форме (письмо – чтение).

Отсюда вытекают конкретные задачи в обучении школьников языку, в обучении речи. Развитие речи (именно развитие, так как дети, приходящие в школу, уже владеют начальными речевыми навыками) имеет в виду для учителя конкретные направления работы:
1. учить умению слушать (понимать сказанное, говоримое);
2. учить умению читать (понимать написанное);
3. учить умению говорить (передавать информацию устно);

4. учить умению писать (передавать информацию письменно);

5. учить конкретному общению как обмену репликами, т.е. диалогу.

 Развитие речи – это главная задача уроков русского языка в средней школе, поэтому работа по развитию речи учащихся – это постоянная работа на каждом уроке. Необходимо развивать навыки устной и письменной речи учащихся, ориентируясь на те реальные задачи, которые им предстоит решать в жизни.

 Я считаю, что речевое развитие – это основа интеллектуального развития. Ведь любой уважающий себя и окружающих человек должен уметь ясно, точно, логично формулировать и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения. А научиться этому помогут уроки русского языка.

 К сожалению, современная речевая среда школьника имеет массу проблем, которые необходимо ликвидировать. В последнее время уровень общей культуры, а так же культуры речи заметно снижается. С горечью отмечаю, что в современном литературном языке происходит интенсивное сближение традиционных книжно-письменных и устных средств с обиходно-разговорной стихией, с городским просторечием, социальными и профессиональными диалектами. Что также влияет на речевую среду школьника. Однако это раскрепощение литературных норм не должно приводить к их стилистическому снижению.

 Меня возмущают факты искажения слов, неверного их произношения, т. е. нарушения общепринятых литературных норм. Факты эти имеют место не только в разговоре прохожих на улице, но и в СМИ. Даже дикторы радио и ТВ допускают нарушения норм литературного языка. А ведь когда-то их речь была образцом для подражания. Всё это мешает учащимся закрепить полученные на уроках знания.

 Конечно, развитие СМИ привело к распространению речи спонтанной, к свободному изложению мыслей, почти к импровизации. Но человек, не знакомый с языковыми нормами, не сможет грамотно построить свою речь. Тем более, когда встречаются орфографические, грамматические и другие ошибки в объявлениях, ценниках, на вывесках, в рекламе…

А чрезмерное количество иноязычных слов, которые используются и в бытовой, и в официальной среде, причём часто неоправданно? А жаргонизмы, которые делают нашу речь примитивнее? Разговорная речь многих молодых людей так и пестрит ими. Такая речевая среда отрицательно влияет на школьников.

 Сегодня важно не только уметь построить своё устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию, но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на неё. Причём если при контактном общении слушающий в какой-то степени может регулировать темп новой информации, переспрашивая собеседника (лектора), прося его говорить медленнее, прокомментировать какое-либо не очень понятное высказывание, то при восприятии речи на расстоянии (радио, телевидение) такой возможности нет. Слушающий вынужден воспринимать речь в том темпе, языковом оформлении и объёме, которые не учитывают его индивидуальных возможностей.

 Хочется заметить, что культура языка, как и любая культура, предполагает постоянное освоение и «возделывание», обработку и охрану. И чем раньше учащиеся это поймут, тем лучше будет результат.

 Необходимо беречь язык от засорений вульгаризмами и жаргонизмами от стилистического «снижения» и стилевого «усреднения». Не стоит также чрезмерно использовать в речи ненужные иноязычные заимствования. Необходимо оберегать язык от разного рода неточностей. Словом, от всего, что ведет к его оскудению, а, следовательно, к обеднению или омертвению мысли.

Основное свойство речи – правильность.

 Правильность как необходимое условие хорошей речи была замечена, сформулирована и описана еще античными стилистами. Например, ещё Цицерон утверждал, что уметь правильно говорить еще не заслуга, а не уметь – уже позор.

Большинство современных детей не умеет даже правильно общаться!..

 Чтобы полноценно общаться, человек должен уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, найти адекватные средства для передачи этого содержания, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения – оно будет неэффективным.

В современной же речевой среде школьникам особенно трудно добиться положительных результатов.

 Поэтому я считаю, культура языка может быть осмыслена даже в экологическом аспекте – как часть здоровой окружающей «речевой среды существования», освобожденной от ошибок и неточностей, негативно влияющих на жизнь языка, на общую духовность и нравственность.

 Современная нацеленность программ на речевое развитие учащихся выдвигает задачу дальнейших методических поисков, связанных с определением места и роли уроков развития речи в системе обучения русскому языку.

 На уроках русского языка реализуются главным образом три направления работы по развитию речи учащихся: обогащение словарного запаса, овладение нормами русского литературного языка, обогащение грамматического строя речи школьников. (Первое направление осуществляется не только на уроках русского языка, но и в процессе всей их учебной, общественной и трудовой деятельности).

В своей профессиональной деятельности учитель должен заботиться о воспитании мыслящего и действующего человека – творца, для которого традиционные нормы – одновременно и нравственное требование, и основа для творческого выражения нового содержания, новых мыслей и идей, необходимых для жизни общества.

И здесь важна роль мастера слова, в качестве которого выступают не только писатели и поэты, но и учитель, образцово владеющий русским языком. У.Н. Заболоцкого есть прекрасное «филологическое» стихотворение, «Читая стихи»(1948г), которое заканчивается так: 

Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,

 Полный разума русский язык.

 В этих замечательных строках – гимн мудрости русского слова, разумной одухотворенности художественной, поэтической речи.

Так давайте заботиться о красоте, чистоте и правильности нашей речи!
Давайте говорить правильно и учить этому других!
Наши дети должны слышать речь, лишённую каких бы то ни было ошибок. Только в этом случае в современной речевой среде школьника не будет проблем.

Литература:

1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы, М., Изд.: Академ А, 1999.
2.Капинос В.И. Активизация методов работы по развитию речи. В кн.: Совершенствование методов обучения русскому языку: Пособие для учителя. Москва, 1984.
3.Психологические проблемы массовой коммуникации / Под ред. А.А. Леонтьева. М., 1974.






Рекомендуем почитать:


Категория: Статья | Добавил: innashur (08.07.2012) | Автор: -Щур И. А., учитель русского языка
Просмотров: 1528 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 2
[ссылка]
0  
1 uma2011   (21.10.2012 23:50) [Материал]
Я думаю, что одной из первоочередных проблем является проблема сокращения в школах количества часов русского языка...увы, новые стандарты тоже не изобилуют увеличением таких уроков...жаль...теряем национальную идентичность

0  
2 innashur   (22.10.2012 01:14) [Материал]
Совершенно справедливо.





Форма входа


Логин:
Пароль:

РЕКЛАМА

ИНФОРМАЦИЯ

Легкая версия нашего сайта для мобильных устройств (ограниченный функционал)
fossa.net.ru/pda


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ:


Какие сегодня праздники?



Спонсор страницы:





 

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вверх
Мы рекомендуем почитать ↓
Здесь будет полезная информация. Наш ресурс проходит процедуру реорганизации.
© 2008-2013 VCF Образовательно-просветительский портал "ФОССА".
Копирование материалов возможно только при разрешении администрации сайта.
Сообщить о незаконном использовании материалов.

Яндекс цитирования   
Отзывы и предложение по работе портала оставляйте <<здесь>>
Если у вас возникли тех.проблемы, обращайтесь <<сюда>>

Пользовательское соглашение | Документы | О проекте | Ваш вклад | Баннеры | Реклама на портале | Служба Поддержки
Sitemap



!--s_links-->