ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ, СОХРАНЕНИЯ, УКРЕПЛЕНИЯ И ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ, СОХРАНЕНИЯ, УКРЕПЛЕНИЯ И ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. С. В. Дында МОУ СОШ № 27 г. Балаково, Саратовская область, Россия
Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания школьников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, особенности руководства им в образовательных учреждениях. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя ее совершенствованию. В теории физического воспитания рассматриваются следующие основные понятия: • физическая подготовка; • физическое развитие; • физическое совершенство; • спорт. Уяснение этих понятий позволит учителям осознанно и творчески изучать педагогическую литературу, грамотно выполнять свою работу. Физическая подготовка. Это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Она подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную. Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности. Специальная физическая подготовка - специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей. Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей: 1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объем и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют, прежде всего, биологические формы, или морфологию, человека. 2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др. 3. показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей выносливости и др.) Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения. Физическое совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни. Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются: • крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни , труда, быта; • высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности; • пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций; • всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека; • владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия; • физкультурная образованность, т. е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте. На современном этапе развития общества основными критериями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации. Спорт. Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие. Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности.
Использованная литература:
1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2003. 2. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для учителя. Ростов н/Д, 2004. 3. Лях В. И. Методика физического воспитания учащихся: пособие для учителя. М.,2000 4. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. М., 2001