Конспект урока: «Алфавитный подход к измерению информации. Единицы измерения информации» 9 класс
Описание материала: Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, садитесь! Сегодня на уроке мы будем изучать новый материал. Для начала давайте отметим отсутствующих на уроке. Теперь я проверю вашу готовность к уроку. На столе необходимо иметь: тетрадь, ручку.
Сообщение темы и цели урока. Учитель: Прежде чем начать изучение нового материала необходимо узнать тему и цель урока. Тема нашего урока «Алфавитный подход к измерению информации. Единицы измерения информации». Тема очень интересная и я прошу внимательно меня слушать. Ребята, прочитайте еще раз внимательно тему и попробуйте сами сформулировать цель нашего урока. Молодцы!
Объяснение нового материала. Учитель: Запишите тему нашего урока «Алфавитный подход к измерению информации. Единицы измерения информации». Запишите заголовок: «Измерение информации». - Ребята, а что можно измерить и в каких единицах? Как измерить информацию? Ответ на него зависит от того, что понимать под информацией. Поскольку определять информацию можно по-разному, то и способы измерения тоже могут быть разными. Информация – это знания для человека. Получение всяких знаний должно идти от простого к сложному. И тогда каждое новое сообщение будет понятным, а значит, будет нести информацию для человека. Для измерения информации нужна единица измерения, тогда мы сможем определять, в каком сообщении информации больше, а в каком - меньше. Эта единица называется бит. Слово «бит» образовалось - bit – binary digit (двоичный разряд) Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 2 раза, несет 1 бит информации. Запишите определение в тетрадь. Что такое «неопределенность знаний»? Допустим, вы бросаете монету, загадывая, что выпадет: орел или решка? Есть всего 2 варианта возможного результата бросания монеты. Причем, ни один из этих вариантов не имеет преимущества перед другим. Приведите еще подобные примеры. В таком случае говорят, что они равновероятны. Т.е. неопределенность знаний о некотором событии – это количество возможных результатов события. Запишите в тетрадь. После того, как вы бросили монету и посмотрели на нее, вы получили зрительное сообщение, что выпал, например, орел. Произошло одно из двух возможных событий. Неопределенность знаний уменьшилась в 2 раза: было два варианта, остался один. Значит, узнав результат бросания монеты, вы получили 1 бит информации. А сейчас попробуем получить формулу, по которой вычисляется количество информации. Обозначим буквой N количество возможных событий. Буквой i –количество информации в сообщении о том, что произошло одно из N событий. В примере с монетой N=2 i=1. Отсюда мы видим формулу: 2i=N, действительно 21=2. Для определения количества информации i, содержащейся в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий, нужно решить показательное уравнение: 2i=N. - Перед вами лежит таблица «Количество информации в сообщение об одном из N равновероятных событий». По данной таблице можно определить i для различных значений N в диапазоне от 1 до 64.
Запишите заголовок «Алфавитный подход». Сегодня мы с вами поговорим о одном из подходов к информации – это алфавитный подход. Этот подход не связывает количество информации с содержанием сообщения, и называется алфавитный. Алфавит – это все множество символов, используемых в некотором языке для представления информации. Запишем определение в тетрадь. Обычно под алфавитом понимают только буквы, но поскольку в тексте могут также использоваться знаки препинания, цифры, скобки, то мы их тоже записываем в алфавите. В алфавит следует также включать и пробел (промежуток между словами). Полное число символов алфавита принято называть мощностью алфавита, и обозначать N. N – мощность; i – информационный вес символа алфавита. Записываем в тетрадь. Например: мощность алфавита из русских букв плюс дополнительные символы равно 54. Каждый символ несет i бит информации, число i можно определить из уравнения 2i = N. Для N = 54, получаем i = 5,755 бит. Вот сколько информации несет 1 символ в русском тексте. Следовательно, при алфавитном подходе к измерению информации количество информации от содержания не зависит. Количество информации зависит от объема текста (числа знаков в тексте) и от мощности алфавита.
Физминутка. Учитель: Давайте отдохнем! Я попрошу вас встать со своих мест. Теперь выполним несколько упражнений: 1. Наклоны головы: на раз – вправо; на два – влево; на три – вперед; на четыре – назад. Повторить 3 раза. 2. Наклоны туловища: на раз – вправо; на два – влево. Повторить 3 раза. 3. Приседание: 10 раз. Отдохнули, садитесь. Объяснение нового материала. Учитель: Вернемся к изучению нового материала. В компьютере используется алфавит 256 символов, потому что если посчитать все русские и латинские символы, цифры, знаки препинания и другие часто используемые символы, то их будет 256. Так как для обозначения любого символа в компьютере мы используем только 2 знака, то подставляем в формулу: 2i=256, поскольку 256=28, то 1 символ алфавита весит 8 бит. Теперь основные измерения информации на компьютере запишите в тетрадь: 1 байт – 8 бит; 1 Кбайт – 210 байт – 1024 байт 1 Мбайт – 210 Кбайт – 1024 Кбайт; 1 Гбайт – 210 Мбайт – 1024 Мбайт; 1 Тбайт – 1024 Гбайт. На этом изучение нового материала закончилось. Закрепление материала. Давайте попробуем перевести, сколько байт содержится в 1 Мбайт. 1 Мбайт = … байт; 1 Мбайт = … бит; 1 Кбайт = … бит; 1 Гбайт = … Кбайт. 1 Гбайт = … байт.
Домашнее задание. Учитель: Знать весь материал урока. Вычислить количество байт в 1 Тбайте, 1 Кбайт = … байт;
Итоги урока. Учитель: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали. Сейчас я предлагаю вам повторить изученный материал. Вам необходимо вставить пропущенное слово. Спасибо. Все свободны.
Дополнительная информация о материале: Автор материала: Добавлен: 21.09.2012, 22:11 Просмотров:3738; Загрузок:139; Комментарии: 3; Рейтинг:0.0/0
Если Вы не хотите проходить процедуру бесплатной регистрации, тогда нажмите на рекламную ссылку и Вам станет доступна ссылка для скачивания прямо сейчас!
Работа интересная. Очень полный подробный конспект с изложением изучаемого материала. Презентация нуждается в доработке: 1. Не указан автор; 2. Нет формулы зависимости количества цветов в палитре от глубины цвета; 3. презентация не поддерживает материал конспекта урока; 4. Не указаны источники информации
А работ автор разместил много, но все анонимные. Увы!!!