Конспект урока по информатике (9 класс) на тему: ««Интегрированная система «Стрелочка»» +презентация
Описание материала: Конспект урока по информатике на тему: ««Интегрированная система «Стрелочка»»
Тема: ««Интегрированная система «Стрелочка»»
Цель: сформировать общие представления, знания и умения по организации работы с программой графического учебного исполнителя «Стрелочка».
Задачи: Задачи: 1. образовательные: • создание условий для практического применения изученного материала • развитие умения решать задачи, используя ГРИС «Стрелочка»
2. развивающие: • развитие устойчивого интереса к предмету • развитие у школьников навыков самостоятельной работы • развитие умения применять знания для решения задач
3. воспитательные: • воспитание чувства ответственности, аккуратности, трудолюбия • воспитание устойчивой мотивации к учебной деятельности
Тип урока: Изучение нового материала
Форма обучения: коллективная
Возраст учащихся: 9 класс;
Оборудование: - конспект; - компьютерный класс; - компьютерная презентация; - видеопроектор. Этапы Ход урока Время/мин 1 Организационный момент 1 2 Теоретическая часть 21 3 Практическая часть 15 4 Домашнее задание 1 5 Итог урока 2
Этапы Деятельность учителя Примечание 1.Оргмо-мент. Здравствуйте ребята, садитесь! Проверьте все ли у вас готово к уроку. Тема сегодняшнего урока ««Интегрированная система «Стрелочка»» Открываем тетради и записываем тему. На перемене устанавливается видеопроектор и экран. 2. Ак-туализа-ция знаний Сегодня на уроке мы должны познакомиться с учебно-методическим комплектом «Интегрированная система «Стрелочка» (ГРИС), мы узнаем, как составляются алгоритмы в данном исполнителе. Данная программа нам позволяет разрабатывать, отлаживать и исполнять алгоритмы: -линейные; -разветвляющиеся; -циклические; Сегодня мы с вами рассмотрим работу с линейными и разветвляющимися алгорит-мами. - Существует множество учебных исполнителей, которые предназначены для для занятий по информатике. Сегодня мы познакомимся с одним из них «Стрелочкой». Как мы узнали на прошлом уроке, исполнителем могут быть человек, машины, роботы, компьютеры. Они все они могут выполнять указанные команды. А что же умеет делать ГРИС? Он может перемещаться по полю и предположим, что у него есть хвост, к которому прикреплен кусочек мела и им он способен рисовать свой путь. Давайте запишем понятие ГРИС «Стрелочка»: Графический исполнитель «Стрелочка» – это виртуальный робот, снабженный микро-компьютером и датчиком, который может обнаружить препятствие (стена) прямо перед собой по направлению движения.
Запуск программы ПУСК►ВСЕ ПРОГРАММЫ►СТРЕЛОЧКА► СТРЕЛОЧКА СВОДОДНАЯ ЗАДАЧА Теперь давайте рассмотрим интерфейс ГРИСа. - После запуска программы на экране монитора появляется заставка с кнопкой «СТАРТ». Щелчок по этой кнопке открывает окно регистрации «Введите фамилию и имя». После того, как вы ввели свое имя и фамилию, нажать «ГОТОВО». Затем появляется общий вид окна решения задач.
На слайде появляется тема урока: «Определение и свойства алгоритма. Блок- схема алгоритма» Перед вами общий вид окна решения задач. - Как вы думаете, из каких частей оно состоит? По аналогии с окном графического и текстового редактора. В окне имеется строка заголовка, где указывается название уровня, в котором мы работаем (линейные алгоритмы). Окно решения задач или рабочее поле имеет две основные части: слева – текстовое окно для записи алгоритмов, справа – расчерченное в клетку поле для исполнителя алгоритмов (среда исполнителя). Этапы решения любой задачи вынесены в пункты строки меню: Щелчок по «Начать» приводит к включению таймера задачи, выводу на экран постановки задачи. На этапе «Разработка» текст алгоритма не набирается вручную, а формируется из команд: шаг, прыжок, поворот. На этапе «Отладка» запуск алгоритма на выполнение осуществляется нажатием кнопок с одной, двумя или тремя зелеными стрелками.
ЩЕЛЧОК ПО «Точки» появляется окошко, где пишутся координаты точек.
НАЧАТЬ►РАЗРАБОТКА►ТОЧКИ► ЗАПИСЬ АЛГОРИТМА►ОТЛАДКА
- Теперь перейдем к управлению графическим исполнителем. Здесь возможны два режима: режим прямого управления и режим программного управления.
В режиме прямого управления система команд исполнителя следующая:
ШАГ – перемещение "Стрелочки" на один шаг вперёд с рисованием следа (F2) ПРЫЖОК – перемещение Стрелочки на один шаг вперёд без рисования следа (F3) ПОВОРОТ – поворот на 90 градусов против часовой стрелки (F4)
Теперь давайте вместе попробуем нарисовать квадрат со стороной, равной одному шагу. Последовательность команд и результаты их выполнения будут следующими:
- Работа в программном режиме имитирует автоматическое управление исполнителем. Управляющая система (компьютер) обладает памятью, в которую заносится программа. Человек составляет программу и вводит ее в память. Затем ГРИС переводится в режим установки и человек вручную устанавливает исходное состояние исполнителя. После этого производится переход в режим исполнителя и ГРИС начинает работать по программе. Если возникает ситуация, при которой он не может выполнить очередную команду, то выполнение программы выполняется аварийно, иначе программа заканчивается на последней команде.
Рассмотрим задачу. Условие задачи: Составьте и выполните программу, по которой ГРИС нарисует на поле букву «Г». Пусть длина вертикального отрезка равна 4 шагам, а горизонтального отрезка равна 3 шагам. Исходное состояние – чистый лист. Исполнитель – в точке А (2,2). - Из условия нам известна длина горизонтального и вертикального отрезков. Отсюда и будем исходить. Попробуем составить программу. Начало шаг шаг шаг поворот поворот прыжок прыжок прыжок поворот шаг шаг шаг шаг Конец
Структура такой программы называется линейной.
- Если стрелочка имеет такие координаты, что она упирается в стену, соответственно линейная программа не подойдет. Для этого используется другая структура – ветвление.
Например, в предыдущем примере мы изменим координаты точки А (9,3). Тогда программа примет вид: Начало шаг шаг Если впереди стена То поворот поворот прыжок прыжок шаг поворот шаг шаг шаг шаг Иначе Все Конец
3. Практическая часть Сейчас чтобы проверить, как вы усвоили материал. Я предлагаю вам сесть за компьютеры и выполнить задания. 1) Направление: вправо Точка А (3,3)
2) Направление: влево Точка А (1,1) Нарисовать букву «Т»
3) Направление: вправо Точка А (5,5) Направление: вверх Нарисовать
4. Д/з Ученики записывают домашнее задание. 5. Итог - Сегодня мы на уроке познакомились с графическим исполнителем «Стрелочка». Вслух определение прочитает … Вам понравился сегодняшний урок? Всем спасибо до свидания! Ответы учащихся.
Дополнительная информация о материале: Автор материала: Кряжевских Ольга Владиславовна Добавлен: 21.09.2012, 21:28 Просмотров:2587; Загрузок:132; Комментарии: 0; Рейтинг:0.0/0
Если Вы не хотите проходить процедуру бесплатной регистрации, тогда нажмите на рекламную ссылку и Вам станет доступна ссылка для скачивания прямо сейчас!