Проектная и исследовательская деятельность на уроках обществознания и во внеурочной деятельности.
Проектная и исследовательская деятельность на уроках обществознания и во внеурочной деятельности.
В современной школе традиционная модель уже не работает, да и не может работать: в условиях, когда дети оказываются включёнными в разные системы информационных потоков, трансляция из уст учителя определённого набора сведений и фактов становится неэффективной.
Адольф Дистервег писал, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…».
Эти слова и стали для меня руководством к действию. Я рассуждала так: «Если основная задача школы подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию, то мне стоит серьёзно заняться с ребятами исследовательской и проектной деятельностью». И я в 2000г. приступила к поискам материалов о методе проектов и методах исследования. По данной теме был подготовлен и проведён семинар, педсовет, круглый стол, заседание НМС, встреча с зам. дир по УВР МОУ «Гимназия №44» г. Твери Даниловой А.Г.. Была разработана программа спецкурса «Основы проектной и исследовательской деятельности», в соответствии с которой проводилось обучение гимназистов в течение одного года по одному часу в неделю. Первым проектом, реализуемым по инициативе учащихся, стала брошюра «Метод проектов в образовательном процессе» (Методические рекомендации для учителей и учащихся старшей школы), редакционная коллегия которой наполнилась членами НОУ.
Началась работа над конкурсными исследовательскими работами, для которых были необходимы не только исследовательские навыки и интерес к выбранной теме, но и подготовка к защите. Все темы, с которыми ребята выступали на научно-практических конференциях, получили начало на уроках обществознания – «Отношение гимназистов к наркомании», «Социально-психологический портрет современной семьи», «Лики любви», «Вандалы XXI века», «Жизненные ценности и ориентиры современной молодёжи» и др..
Проектная и исследовательская деятельность успешно вошла и в учебный процесс (особенно на уроках обществознания), применяю их в основном на заключительных уроках по изучаемой теме: «Подросток и социальная среда», «Подросток и закон», «Образ жизни подростка» и др. Они повышают мотивацию учащихся и при активном усвоении нового материала, способствуют совершенствованию речевых умений учащихся, самореализации личности в самостоятельной и коллективной работе.
Реализовывать проектную и исследовательскую деятельность через урок в полной мере не позволяет господство классно-урочной системы. Но для этого в школе создано НОУ «Гнозис», интеллектуальный клуб «Росток» для младших школьников (на базе НОУ), которыми я руковожу с 2004 года.
В этом же году опыт работы школы был обобщён в научно-педагогическом сборнике «Воспитать исследователя», который посвящен проблеме воспитания личности посредством познавательного творчества, осмыслению методологии и практических форм осуществления исследовательского и проектного подхода в образовании.
В апреле 2005 года в рамках недели науки и творчества был спланирован и проведён день защиты проектов, который помог прийти к выводу: «Мы на правильном пути. Исследование, а отныне и проектирование должны стать предметом целенаправленной деятельности членов НОУ». Члены Учёного Совета, который является коллегиальным органом НОУ, во главе с президентом (избранным в ноябре 2005 года), долго спорили и решили: «Необходимо в этом учебном году серьёзное внимание уделить методу проектов». На этом же заседании и родилась идея проведения образовательной акции «Гимназия – наш тёплый дом, наша жизнь…».
Цель акции: создание условия для воспитания у обучающихся бережного отношения к гимназии, чувства их личной причастности к образовательной деятельности, к созданию уюта и творческой атмосферы; развитие субъектности личности каждого гимназиста; введение гимназистов в культуру и методологию проектирования. Защита проектов осуществлялась на семинаре руководителей общеобразовательных учреждений города Торжка и получила высокую оценку.
2006 году был издан сборник «Технология выполнения и оформления исследовательских работ». В данном пособии дается классификация письменных работ учащихся, публикуются рекомендации по выполнению и оформлению исследовательской работы и требования к их защите. Эти материалы призваны помочь в практической организации исследовательских работ учащихся самому широкому кругу: учителям, учащимся и их родителям.
Вот уже девять лет я работаю в этом направлении, сделано много, но хочется сделать ещё больше, так как понимаешь, что эта деятельность нравится ребятам, и мой труд востребован. Благодаря проектной и исследовательской деятельности, у учащихся формируется культура умственного труда.
Они становятся участниками научного поиска, учатся идти от простого наблюдения к анализу фактов и событий, переживают радость, пусть небольшого, но открытия, получают истинное удовольствие от самостоятельности своего труда. Только необходимо помнить, что успех этих исследований и проектов гарантирован только тогда, когда тебе самому интересно, когда, организуя работу ребят, руководишь работой и сам участвуешь в ней вместе с ними.