Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между студентами и преподавателем. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где студенты, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.
Такие мультимедиа, как презентация или видео-презентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.
Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти.
Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%.
Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в изучаемом объекте.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Студентов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. Использование компьютера, повышает мотивацию, а также обеспечивает лучшее восприятие материала.
Это помогает воспитывать интерес к дисциплине, способствует развитию способностей. Во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой студенты стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у студентов пропадает страх перед компьютером, они учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У них появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
Можно выделить следующие особенности данной технологии:
• Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.
• С помощью доски и мела затруднительно объяснять работу с различными приложениями.
• В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты.
• В зависимости от подготовленности учащихся один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы.
• Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
• Повышение уровня использования наглядности на уроке.
• Повышение производительности урока.
• Установление межпредметных связей с другими предметами [2].
Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации.
Компьютерная поддержка урока может быть разнообразной:
• комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов;
• включение в ход урока исторического и справочного материала;
• наборы нестандартных, творческих заданий, для которых ребятам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;
• видео и анимационные фрагменты-демонстрации, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого.
При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения.
Стремление использовать компьютерные технологии на уроках, продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами:
• сформирован социальный заказ на включение такой деятельности в систему образования;
• педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности обучения;
• компьютер значительно расширяет возможность предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учения и активно вовлечь учащихся в учебный процесс.
Анализ уроков математике с применением ПК показывает эффективность использования компьютерных технологий для развития математических способностей при формировании и совершенствовании вычислительных навыков, закреплении и углублении числовых и геометрических понятий, овладении основами абстрактно-логического мышления.
Литература
1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
2. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов. // Информатика и образование. 2004. №5 –39с.
Е.А.Струкова преподаватель ГБОУ СПО «Армавирский машиностроительный техникум» КК