Основной контент нашего ресурса предназначен для лиц старше 16 лет
Образовательно-просветительский портал ФОССА! цитаты и высказывания
Наш сайт на реконструкции. Приносим извинения 22222 33333
Здесь скоро будет новое удобное меню. Приносим извинения, сайт сейчас на реконструкции.


+Полное меню

Категории каталога

Статьи про.. [16]
Статьи про..-это статьи про всякую интересную всячину, которые не подошли к другим разделам.

НАШ ОПРОС

Какого оператора связи Вы используете?

Всего ответов: 527







 


Загружается, подождите...

Главная» Статьи» Разное» Статьи про..

Вы можете добавить свой собственный материал!

Проблемно-диалогическое обучение по образовательной системе «Школа 2100» в начальной школе.

Динамичное развитие современного общества требует от человека способности быстро ориентироваться в окружающей действительности и осознанно адаптироваться в ней.

Все большее значение приобретает способность воспринимать и оценивать расширяющийся поток социальной и иной информации, как о событиях сегодняшнего дня, так и о прошлом. 

Все это предъявляет соответствующие требования к подготовке подрастающего поколения. Само информационное пространство, в котором существуют современные школьники, далеко не сводится к границам, очерчиваемым учебной литературой. 

Большое воздействие на учеников оказывают телевидение, Интернет, материалы периодической печати и др. 

В образовательной системе «Школа 2100»активно используется технология проблемно-диалогического обучения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети "открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по своему.

Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На таких уроках ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер. 

В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий. 

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации. 

Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.
Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные» создание проблемной ситуации произошло на минутке чистописания. На доске даны сочетания букв с транскрипцией.

 рдц стн здн вст

(рц) (сн) (зн) (вт)

 Транскрипционные знаки в тетрадь не пишутся. Они служат подсказкой.

Учитель. - Как вы думаете, почему мы писали по три буквы, а в транскрипции два звука?
Дети. – Наверное, встречаются слова, в которых подряд стоят три согласные буквы.
Учитель. – А почему могут слышаться два звука?
Дети. – Есть слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Это слова с ь знаком.
Учитель. – А что мы знаем про «ь» (мягкий знак)?
Дети. – Эта буква звука не обозначает.
Учитель. – А какая буква в данном случае теряет звук? (Согласная.)
- Это может быть буква «ь»? (Нет, только буква, обозначающая согласный звук.)
- Если мы что-нибудь не видим, то как мы говорим? (Невидимое.)
А если мы звук не произносим, то как мы о нём можем сказать? (Непроизносимый.)

Неожиданное препятствие в начале урока подвело к осмыслению проблемы. 

Но, прежде чем учащиеся смогут убедительно доказывать собственное мнение на уроках проблемно-диалогической модели, их необходимо обучить умению ставить проблему и ее доказывать.

Ещё пример: урок математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число»
Учитель Ученики
-Найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см (практическое задание, не сходное с предыдущими).
-Вы смогли выполнить задание?
-В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? (Побуждение к осознанию противоречия.)
-Какова сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) -Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации).
-Нет, не смогли.
-Здесь надо умножить на двузначное число. А мы таких примеров еще не решали (осознание противоречия).
-Умножение на двузначное число (учебная проблема как: тема урока).

Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.

Приведу пример фрагмента урока русского языка по теме «Систематизация знаний о правописании безударного гласного в приставке, корне и окончании». На одном этапе урока использовала мотивацию на основе рефлексии. После актуализации знаний и определения темы урока предложила работу в группах. 

1-я группа будет работать над безударными гласными в приставке;
2-я группа в корне;

 3-я группа в окончании существительных.

- Сейчас вам самим нужно сделать выбор, в какой группе работать. Попробуйте вспомнить, правописание какой части слова чаще всего вызывает затруднение, или в какой части слова часто бывают ошибки.

На столах выставлены таблички с названиями групп: «Приставка», « Корень», «Окончание». 

-Определите группу, в которой будете работать.
-Обсудите правила работы в группе.

1.Понять задание и подумать о решении самостоятельно. 

2.Выслушать мнение каждого. 

3.Найти общее решение.

4.Выбрать выступающего.

 - Посоветуйтесь и сформулируйте цель работы вашей группы.

Затем учащиеся работают с текстами, ищут в нём нужную орфограмму. Работают, применяя алгоритм проверки безударных гласных.

Задают друг другу в группах вопросы. Таким образом, мотивация на основе рефлексии дала возможность заинтересовать детей и начать диалог в группах. На таких уроках учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами.

Диалог призван выявить все многообразие существующих точек зрения, а также провести подробный анализ каждой из них. 

Для того, чтобы учащиеся могли применять умение доказывать и рассказывать о своем решении в своей работе я использую задания оценочного характера.

Цель этих заданий – не только побудить учащихся дать оценку того или иного факта, но и убедительно для других доказать свое мнение и мнение других, которому необходимо дать собственную оценку. 

САМООЦЕНКА предполагает освоение учениками …
АЛГОРИТМА САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

 Потом добавляются другие вопросы, в т.ч. «Какую ты ставишь себе отметку?».

 Моя задача как учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.

 Обучаясь по данной технологии, у ребят появилась уверенность в своих силах и знаниях.

Таким образом, проблемно-диалогическая технология обучения является:
• результативной - обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности:
• здоровьесберегающей — позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.





Рекомендуем почитать:


Категория: Статьи про.. | Добавил: elenlezin (07.07.2011) | Автор: -Лезина Елена Геннадьевна
Просмотров: 3109 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0




Форма входа


Логин:
Пароль:

РЕКЛАМА

ИНФОРМАЦИЯ

Легкая версия нашего сайта для мобильных устройств (ограниченный функционал)
fossa.net.ru/pda


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ:


Какие сегодня праздники?



Спонсор страницы:





 

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вверх
Мы рекомендуем почитать ↓
Здесь будет полезная информация. Наш ресурс проходит процедуру реорганизации.
© 2008-2013 VCF Образовательно-просветительский портал "ФОССА".
Копирование материалов возможно только при разрешении администрации сайта.
Сообщить о незаконном использовании материалов.

Яндекс цитирования   
Отзывы и предложение по работе портала оставляйте <<здесь>>
Если у вас возникли тех.проблемы, обращайтесь <<сюда>>

Пользовательское соглашение | Документы | О проекте | Ваш вклад | Баннеры | Реклама на портале | Служба Поддержки
Sitemap



!--s_links-->