Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или
апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.
Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов,
которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве
готовились ко всемирной проповеди Евангелия.
День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия
Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь,
воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих
учеников и апостолов, – один из величайших праздников. Это
совершение нового вечного завета с людьми. Дух Святой, сошедший на
апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо
Синайского новый Сионский закон. Место Синайского закона заступила
благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к
исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по
благодати.
Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь
пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли
заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених
(Лк. 5, 34).
«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно
необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться
достойными даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий. — За
настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием,
обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный
для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали
его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того,
как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины
вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по
внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании,
чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию
благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями
гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и
утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего
человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем
больше очищается, чем больше умертвляется плоть».
Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад
Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы,
выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие
в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения,
ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас,
если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе
желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается
бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с
которой ему можно напасть... По этой-то причине установлен
неизменный и спасительный обычай — после святых и радостных дней,
празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом
вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа проходить
поприще поста.
Обычай поста необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас
пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись
храмами Святого Духа и более чем когда-либо быв напоены
Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким
вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище
добродетели не осквернилось ничем нечестивым. При помощи и
содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая
себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн
греховных и приносить обильные плоды любви. Далее святой Лев Римский
пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог,
первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили
то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.
Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо
только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов
греха святым воздержанием. Итак, возлюбленные, должны мы упражняться
в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется
нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от Воскресения
Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом
торжестве.
Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в
которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу,
которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать
непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы и приносится
такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.
Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые
приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы
завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом и в раю
добродетелей не взросли терния пороков. Отвратить же это зло можно
только милостию и постом».
Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в
честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и
они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и
воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя
апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями
апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа
одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем
передавших нам поститься апостолов.
Праведный Иоанн Кронштадтский о посте
Господи! Как свойственно Первообразу привлекать, усвоять себе
образы, вселяться и жить в них, — так тем, кои по образу Твоему,
должно быть свойственно стремиться со всею любовию, со всем усердием
к Первообразу, прилепляться к Нему. Но се плоть наша жадная и
сластолюбивая, дебелая, косная отторгает нас от Тебя; нам нужны
пост, воздержание, а мы страстны до сластей. Укрепи нас к
воздержанию!
ПЕТРОВ ПОСТ. КАК НАМ ЕГО ПРОВЕСТИ?
Прежде всего, Петровым Постом надо чаще ходить в церковь и участвовать
в богослужении. Нельзя извинять себя различными личными
обстоятельствами, возможностями и невозможностями. Конечно, никто не
может посещать все постные богослужения. Но каждый может быть хотя бы
на некоторых из них. В первую очередь - это субботние и воскресные
службы. В течение Поста необходимо, чтобы хоть один день был посвящен
Таинствам Исповеди и Причащения. Тут не могут быть убедительны никакие
ссылки на условия жизни, недостаток времени и прочее. Все зависит
только от серьезности нашего отношения к религии. Пост длится от одной
до шести недель, и для того, чтобы хоть несколько раз за это время
прийти в храм, нужно минимальное усилие. Но, лишая себя этих нескольких
раз, мы лишаем себя не только красоты и глубины православных
богослужений, но и того, что придает нашему пощению смысл, делает его
действенным.
Нет Поста без пощения. Однако воздержание от животной пищи (мяса,
масла, сыра, яиц и др.) не является исключительно христианской
практикой: оно есть в других религиях, этими вопросами занимается
диетология, наконец люди могут «поститься» и по экономическим
причинам... В чем же особенность поста христианского? Пост как
физическое лишение или ограничение пищи совершенно бесполезен без его
второй, духовной, составляющей. В таком его понимании самыми большими
постниками являются демоны: они вообще не едят и не пьют...Духовная
сторона поста состоит в том, чтобы мы весь наш постный подвиг
сосредоточили на Боге, устремили к Нему.
Мы должны поститься ради Бога. Мы должны через облегчение для тела
ощутить Его присутствие в своей душе. Постом и молитвой изгоняется из
нас все недоброе и нечистое. Однако здесь важно трезво рассчитать свои
духовные силы и физические возможности, чтобы, не начав чрезмерно
строго поститься, затем по немощи и вовсе оставить пост. Каждый, хоть
раз испытавший на себе постную практику, знает, что разумный пост не
ослабляет нас, а создает легкость, собранность, трезвость, радость и
чистоту.
Наконец, от нас требуется образ жизни, который не был бы
противоположностью Посту. В прежние времена в православных странах само
общество создавало великопостную атмосферу, подчиняясь известному ритму
жизни, определенным правилам: об этом напоминал особый, постный звон
церковных колоколов, закрыты были все увеселительные заведения,
прекращались великосветские приемы. Мы не живем в православном
обществе. Мир, в котором живем мы, мир, окружающий нас, не меняется во
время Поста. Поэтому от нас требуется особое усилие, необходимо еще раз
обдумать взаимосвязь между внутренней религиозной жизнью и ее внешними
проявлениями. В первую очередь это касается семьи. Именно дома, в
семье, а не в школе и даже не в церкви образуется основа, стержень
мировоззрения человека, что особенно важно для детей. И первый постный
обычай, который должен прививаться в семье, - это решительное
прекращение просмотра телепрограмм и слушания радио. Наша жизнь
переполнена информацией, весь мир входит в наши дома с экранов
телевизоров. И мало-помалу элементарный опыт внутренней жизни, красота
реального мира просто исчезают, человек становится неспособен
наслаждаться тишиной, теряет способность к молитвенной
сосредоточенности, да и к молитве вообще. Но тишина, созданная
отсутствием светского шума, не должна быть пустотой. Душа наша питается
молитвой, но и разум тоже нуждается в пище. Было бы хорошо заранее
наметить для себя список книг, которые полезно было бы прочитать.
Церковь Постом ждет от нас обогащения нашего духовного и умственного
внутреннего мира. Чтение и духовное размышление дают человеку
возможность обрести этот внутренний мир и его радость.
Что касается долгих часов, проводимых во время Поста вне дома, тут
нельзя дать никакого определенного рецепта. Надо только помнить, что
Пост - это и время искания смысла: профессиональной жизни, отношений с
другими людьми, смысла жизни. И если наша вера имеет какое-либо
значение, она должна быть соотнесена с жизнью во всех ее сложностях.