Ведь всякому известно, что язык – важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идут обучение и дальнейшее умственное развитие человека.
К.Д. Ушинский определял развитие речи как развитие «дара слова», подразумевая под «даром слова» прирожденную речевую способность детей, их способность «выразить изустно и письменно свою самостоятельную мысль».
В работе по развитию речи – развитие «дара слова» и повышение уровня речевой культуры – тесно связаны между собой. Они представляют собой последовательные ступени развития речи, могут быть использованы одновременно, параллельно друг с другом. И в том и в другом случае дети обучаются родному языку, усваивают нормы литературного языка, но в первом случае – в процессе чисто практических упражнений, во втором – на уровне практико-теоретического изучения.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. С самого начала речь возникает как средство общения.
Первоначально ребёнок выражает чувства, побуждения и мысли отдельными словами, лишёнными чёткого грамматического оформления.
К семилетнему возрасту, дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и синтаксиса – в пределах речевого стиля. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.
Первое условие речевого развития ребёнка – это потребность общения. В методике развития речи должны быть ситуации, которые ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний.
Детям нужно дать образцы речи, или создать речевую среду. Это второе условие развития речи ребёнка. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность собственной речи. Речевая среда – это речь родителей, других родных и друзей. Для ученика хорошая речь – залог успешного обучения и развития.
Важнейшим источником материала для речевых упражнений является сама жизнь – всё то, что окружает детей, их собственный опыт. А в опыте школьников особенно ценны – наблюдения.
Умение кратко излагать собственные мысли, а также передавать прочитанное или услышанное является показателем высокого уровня общего и речевого развития.
Необходимо обратить внимание на один из аспектов развития речи, а именно умение сжато пересказать содержание прочитанного текста по плану. Обучение сжатому изложению – сложная и трудоёмкая работа. Сложность состоит в том, чтобы решить, «какие части текста должны быть учениками выделены и воспроизведены, а какие опущены. Образуется как бы два содержания: содержание, которое должно быть выделено, и содержание, которое, наоборот, не подлежит воспроизведению, от него необходимо отвлечься».
Таким образом, ученика следует научить осознавать, от чего из содержания текста он должен отказаться. Эта задача может быть успешно решена, как указывают психологи, только в том случае, если учитель ставит перед детьми задачу – кратко передать содержание текста, а учащиеся с помощью учителя решают, о чём им надо рассказать или написать, а о чём не надо.
Эти умения вырабатываются крайне медленно и нуждаются в многократном повторении.
На начальном этапе обучения сжатому изложению текст произведения, который дети будут сокращать, должен быть прочитан ими самостоятельно и воспринят не только на слух, но и зрительно.
Большое место в речевых упражнениях занимает книжный материал. А соединение материала наблюдений и непосредственного опыта с материалом, почерпнутым из книг, служит средством развития мышления и речи школьников.
Уроки, посвященные развитию речи, учат детей не только правильно передавать содержание какого-либо текста, но и излагать собственное мнение о прочитанном произведении.
Начинается с самого простого: понравилось прочитанное или нет, какие герои вызвали эмоции и что это были за эмоции. Дети учатся комментировать поступки литературных героев, выявляя верный ход их действий, так как большинство ситуаций, описанных в книгах, имели место в реальной жизни и являют собой поучительный характер.
После проводимых исследований было выявлено, что повышение речевой культуры учащихся начальных классов наилучшим образом влияет на формирование у них коммуникативных качеств.
Приходя в первый класс, многие дети не владеют навыками чтения и письма. Задача учителя научить их не только правильно читать и писать, но и говорить.
Если тренировки по речевой культуре в составе уроков по развитию речи будут проводиться с самых первых дней обучения младших школьников, то к концу начальной школы их коммуникативная компетенция будет приближаться к среднему уровню, что поможет им успешно начать курс средней школы.
Проводя постоянную работу по развитию речи, связываю её с уроками русского языка, чтения, окружающего мира, с изучаемым на них материалом. Создаю в классе атмосферу борьбы за культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Также стремлюсь воспитывать у учащихся любознательность, умение видеть, слышать, воспринимать мир вокруг – всё это обеспечивает основу для развития речи, даёт материал для словарных упражнений, для составления словосочетаний и предложений, для рассказов и сочинений.
На каждом уроке я использую упражнения для развития речи, создаю речевую ситуацию. Так при изучении темы «Написание слов с буквой Э» (2 класс), использую игру «Доскажи словечко». Для этого читаю детям загадки, в ответах на которые содержится слово на букву Э, например: