Основной контент нашего ресурса предназначен для лиц старше 16 лет
Образовательно-просветительский портал ФОССА! цитаты и высказывания
Наш сайт на реконструкции. Приносим извинения 22222 33333
Здесь скоро будет новое удобное меню. Приносим извинения, сайт сейчас на реконструкции.


+Полное меню

Категории каталога

Репортаж [0]
Полноценный репортаж. Фото и текст.
Срочно в номер! [3]
Репортаж, который очень важен.
Расследование [3]
Журналистское расследование
СПЕЦКОР [11]
Специальный корреспондент. События, факты, мнения
Статья [32]
Познавательные статьи
Сериал о школе [7]
Серия публикаций о МОУ СОШ № 7 г.Каменска-Уральского. Рассказывается о жизни и приключениях ученика Соколова Виктора. Где-то чистая правда, а где-то художественный вымысел- где именно- решать Вам!

НАШ ОПРОС

Как думаете, какие критерии будут решающими для работодателя при приеме на работу выпускника вуза?

Всего ответов: 172







 


Загружается, подождите...

Главная» Статьи» Репортажи» Статья

Вы можете добавить свой собственный материал!

Создание необходимых условий для развития учительского потенциала
«Школу можно совершенствовать, 
только совершенствуя квалификацию учителя». 
Ян Амос Коменский 

В настоящее время перед образованием ставятся новые и особо важные задачи, поскольку в мире непрерывного новаторства необходимы творческие люди, преодолевающие границы средних возможностей, активные и предприимчивые. 

Одной из главных задач каждого образовательного учреждения является создание условий для развития творчества педагога с учетом его личных способностей, имеющегося опыта, личных мотивов и ценностей, а также его самоопределение относительно реально существующих возможностей. 

Естественно, что очень многое в образовательном процессе определяют люди - те, кто учит. При осознании объективной необходимости инновационных преобразований в образовательном процессе так и хочется сказать традиционное: "Все начинается с учителя". Действительно, ведущей фигурой учебно-воспитательного процесса был и остается педагог. 

Профессиональными качествами, которые способствуют внесению в образовательный процесс новшеств высокого уровня эффективности, несомненно, являются: 1) знание предмета, 2) технологическая культура и 3) психологическая культура. 

Администрации школы очень важно осознавать значимость нововведений и рассматривать управление как фактор 1) социально-профессиональной поддержки, 2) стимулирования и 3) мотивации педагогической деятельности, направленной на воспроизводство инновационной культуры. 

Однако как показывает наш опыт административное указание, настойчивое обучение, тем более приказ и даже личный пример оказываются недостаточно эффективными. Нельзя быть творческим лишь под влиянием внешних воздействий, какими бы благоприятными они не были. 

Успешность учителя, на наш взгляд, зависит от следующих факторов:
• психологического (изменение личностной позиции);
• технологического (способность к овладению новыми способами деятельности);
• коммуникативного (готовность к общению, открытость новому знанию и опыту нового взаимодействия);
• культурологического (способность к построению содержания образования, исходя из сугубо научного знания, из содержания культуры). 


Перед администрацией школы постоянно встаёт вопрос: «Как помочь учителю преодолеть собственные штампы в деятельности, как стимулировать его к освоению нового?» 

Обращаясь к педагогической деятельности Я. М. Неверова, можно сказать, что будучи директором гимназии, он создал в ней атмосферу творческой увлеченности и настроя. Чувство новизны всегда было характерно для стиля работы Я. М. Неверова. 

В каждом из учеников и педагогов он искал его задатки и дарования, возбуждал их и содействовал всеми мерами тому, чтобы они никогда больше не угасали. 

В наше время для успешного решения проблемы необходимы условия для реализации педагогом школы своего творческого потенциала. Если учитель активен в творческом поиске, то продуктивная деятельность, результат которой заключает в себе реализованную способность работать новаторски, не заставит долго ждать. 

Активное познание с целью преобразования педагогической практики, руководство умственным трудом школьников – все это педагогическое творчество, новаторская деятельность. Она может проявляться в творческой одаренности учителя (креативности), которая выражается в мотивации и стремлении к достижению более высоких качественных (конструктивных) результатов как в руководстве умственным трудом обучаемых, так и в самореализации профессиональных способностей. 

Поэтому творчески работающий педагог должен подготовить ребенка к творчеству в учебной работе, развивая его креативность. И если будут получены положительные результаты, то в них успех учителя и его профессиональная победа.
Педагогическое творчество возможно на основе реализации принципа единства учебно-воспитательной и научной работы. 

Творческий труд начинается там, где учитель рассматривает свой индивидуальный труд с точки зрения коллективного убеждения, т.е. когда он хочет видеть свое дело, свой труд, результаты труда лучшими, чем они есть в настоящее время, когда ему не дает покоя мысль: почему его усилия не приводят к тому, к чему они, казалось бы, должны привести.
Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса является одним из условий реализации креативных способностей. 

Решение проблемы творчества педагога в условиях информатизации и технологизации образования заключается в целенаправленном взаимодействии учителя и учеников, получающих удовлетворение от познания и успешной самореализации. 

В современных педагогических технологиях успешно реализуются принципы информационного взаимодействия, результатом которых является творческая самореализация личности. 

Профессионализм педагога проявляется в способности рефлексировать, задавать вопросы себе, самостоятельно искать на них ответы в условиях динамичной учебной реальности.
Образовательный процесс поворачивается к учителю разными сторонами, ставит перед ним задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности. 

Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности. 

При создании условий для творческой активности учителя в нашей школе особое внимание уделяем внутренней среде педагогического коллектива. Это комфортные взаимоотношения в коллективе и создание благоприятной среды для творчества, самовыражения, творчества педагогов. Ведь для творческой личности очень важно, чтобы то, чем она занимается, приносило радость, удовлетворение, востребованность окружающих людей. 

Ну и, конечно, немаловажную роль в создании условий для творческой активности учителя играет оборудованность кабинета и методическая база школы, согласно современным требованиям времени. 

Так 35 % учителей нашей школы имеют стационарные автоматизированные рабочие места, включённые в локальную сеть школы, в предметных кабинетах имеются медиатеки. В библиотеке и методическом кабинете есть доступ ко всем образовательным ресурсам школы. Это радует и вдохновляет. Появляются новые возможности работать творчески и идти в ногу со временем. 

Одним из условий для развития творческой активности учителя является внутренняя среда педагогического коллектива. 

Это комфортные взаимоотношения в коллективе, создание благоприятной среды для творчества и многое другое. 

Ни для кого не секрет, что один, даже очень творческий педагог, не может обеспечить реализацию творческого педагогического процесса в школе. 

Для МОУ СОШ № 22 одним из главных принципов в работе является принцип сотворчества, как непременное условие по формированию педагогического стиля деятельности нашей школы. 

Можно считать, что все лучшее, созданное в школе, есть результат не только индивидуального творчества, но и сотворчества. 

Сейчас перед школой встает проблема формирования личности такого учителя, который бы творчески относился к своей профессии. 

Обучение творчеству связывается с повышением уровня квалификации педагога. 

Причём не только повышение квалификации по предмету, но и в других областях деятельности. Все педагоги школы прошли курсы по информатизации для учителей предметников. 

Известно, что профессия педагога – это творческая профессия. Чтобы воспитать творческую личность педагог сам должен быть личностью творческой. 

Учитель постоянно находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения. Однако ни для кого не секрет, что далеко не все педагоги достаточно полно используют творческий потенциал своей профессии. 

Поэтому необходимо вооружить учителя как практическими, так и исследовательскими методами для диагностики и развития творческого потенциала, творческого мышления.
Неверов Я. М. ориентировал педагогов на постоянные творческие поиски в работе и изжитие в ней формализма и зубрежки. 

Ошибочные стереотипы профессиональной роли учителя, базирующиеся на устарелой социально-профессиональной модели — на уровне воспроизведения полученных знаний, — порой невозможно преодолеть, и часто учитель, пытающийся это сделать, выглядит смешным и нелепым. Есть интересное мнение психологов, что по-настоящему творческий человек не обращает внимания на оценки других людей, потому что живет в своем, созданном собственным творчеством мире, который для него важнее общественного мнения. 


Для того чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, необходимо не только увеличить объем получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, но и создать вокруг себя такие организационно-педагогические условия, которые позволят включиться в различные формы интерактивной работы и будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию. 

У каждого педагога в нашей школе есть реальная возможность для общего развития и профессионального роста.
 
Этому способствуют и различные формы совместной коллективно-творческой и индивидуальной творческой работы по профессиональному развитию педагогов школы. 

Ежегодно проводим в школе педагогический марафон, в рамках которого проходят не только конкурсы педагогического мастерства педагогов школы «Учитель школы», «Самый классный классный», «Лучшее МО», «Лучший руководитель МО», «Открытие года», но и
- тематические семинары по изучению и внедрению новейших технологий обучения;
- педагогические конференции, открытые столы с приглашением общественности;
- Дни открытых дверей для педагогов района, где своим опытом делятся не только педагоги высшей квалификационной категории школы, но и предоставляется возможность представить свой опыт и другим педагогам. 

Во время проведения марафона 30% педагогов школы представляли свой опыт на педагогическом фестивале «Талант» в г.Невинномысске. 

Необходимо отметить, что создание условий для творческой активности учителей значительно меняет лицо школы, педагогического коллектива. К сожалению, еще не всеми учителями и не до конца осознаются цели и результаты своей профессиональной деятельности, поэтому проблем много, и есть над чем задуматься. 


Основная методологическая проблема состоит в том, что творчество трудно поддается измерению не только в силу своей многозначности и многомерности, но и потому, что включает, кроме внешне наблюдаемых проявлений, ценностно-ориентационные характеристики, намерения и замыслы человека. 

Кроме того, творчество может проявляться в самых разных видах деятельности, а их у педагога чрезвычайно много, в чем-то он силен и творит, а что-то выполняет рутинно и "от сих до сих". 

Наша задача, задача администрации состоит в том, чтобы увидеть особенности и проблемы педагогов и помочь им их решить. 

Творческая активность учительства - необходимое условие успеха радикальных изменений в образовании, а значит и в обществе. 

Концепция модернизации российского образования предполагает совершенствование структуры и содержания общего образования. Появление новых целей и ценностей в образовании предъявляет особые требования к личности и деятельности педагога, направленные на развитие учительского потенциала. 

На своём опыте знаем, что в сельской местности привлечение в школы учителей, имеющих базовое непедагогическое образование, даёт хорошие результаты только в том случае, если таким педагогам, прошедшим переподготовку, уделяется необходимое внимание со стороны администрации школы. 

Так, 23 % педагогов нашей школы были именно такими учителями. Сейчас более половины из них имеют высшую квалификационную категорию. Для нас - это решение вопросов о вакансиях педагогических кадров в нашей школе.
К стимулам качественного учительского труда относится и механизм внедрения новых систем оплаты труда педагогов Образовательным учреждениям предоставлены большие возможности для материального и морального стимулирования. 

В нашей школе разработана и действует система такой поддержки педагогов, которая позволяет стимулировать деятельность педагогов. Итог очевиден – доплата к основной зарплате зависит от качества и результатов педагогической деятельности, оцененных с участием совета школы. 

В школе сложилась система моральной поддержки учителя, через участие в традиционных конкурсах педмастерства. Понять значимость конкурсов в жизни учителя может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом.

 Подобные мероприятия, требуют огромных затрат — интеллектуальных, моральных и материальных, — но эти затраты окупаются сторицей. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед. Кто оценит, как важны для учителя эти маленькие победы над собственной усталостью, разочарованием в деле, ощущением бесполезности? 

35% педагогов школы приняли участие в районных конкурсах педагогического мастерства. Среди них -победители и участники финалов краевых конкурсов. В последние годы всё больше педагогов принимают участие во Всероссийских Интернет конкурсах для педагогов: «Дистанционный учитель года », «Современный классный руководитель». 

Только в этом году 65% педагогов стали участниками конкурса организованного Intel «История успеха, совместное творчество: учитель ученик».
Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать или не принимать их, поддерживать и игнорировать, но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса — это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение. 

Подготовка к конкурсу - это всегда настоящая школа повышения уровней педагогических компетентностей для каждого педагога: 

— изучение огромного количества учебной и методической литературы способствовало интенсивной интеллектуальной деятельности, серьезному пополнению научно-методической базы; 

— овладение технологией самоанализа педагогического опыта позволило критически оценить результаты своей работы и увидеть перспективы; 

— осмысление и структурирование собственного педагогического опыта способствовало формированию умений выделять из него наиболее ценные компоненты с точки зрения инновационности, целесообразности, технологичности; 

— систематизация и ранжирование наработанного материала позволили осознать необходимость обмена опытом с коллегами; 

— экстремальная обстановка, накал страстей, пик эмоций, высокое нервное напряжение стимулировали необходимость углубления психологических знаний; 

— тесный контакт с «чужим классом», атмосфера мастер-класса предопределили необходимость преодоления страха перед незнакомой аудиторией, «разбудили» внутренние ресурсы, позволили почувствовать себя в роли артиста, дипломата, психолога... 

Профессия учителя так разнолика! 

А главное — конкурсы заставляют задуматься о роли учителя как Учителя с большой буквы, всерьез искать ответ на вопрос «Что такое учительское счастье?»...

В учительской профессии не потеряло своего значения и моральное стимулирование. Для педагога, независимо от того, какую зарплату он получает, всегда было и остается важным, как его оценивают коллеги, ученики, их родители. 

2010 год – был объявлен годом учителя. Помня о лучших традициях школы, планируем проведение ежегодного педагогического марафона, в рамках которого проходят не только конкурсы педагогического мастерства педагогов школы, но и
— тематические семинары по изучению и внедрению новейших технологий обучения;
— Дни открытых дверей для педагогов района различных категорий.

Считаем очень важным представить лучших педагогов широкому сообществу. Так во время проведения педагогических марафонов такие педагоги ежегодно представляют свой опыт на краевом фестивале педагогического мастерства «Талант» в г.Невинномысске. 

Качественное обобщение и распространение опыта лучших педагогов школ района позволяет учительскому сообществу наметить пути развития творческого потенциала педагога.

Еще одним стимулом качественного педагогического труда является аттестация педагогических и управленческих кадров. Центральное место в них занимают не только курсовая переподготовка по своим предметам, но и по повышению мастерства в других областях системы образования. 

Это одно из основных направлений методической работы нашей школы. Все педагоги - прошли курсы по информатизации для учителей предметников. 

Работая в режиме эксперимента по проектно-исследовательской деятельности, 85% педагогов прошли курсы Intel- «Обучение для будущего», 5% - курсы по созданию курса дистанционного обучения, 5 % - по предпрофильной подготовке естественно-научного цикла. 

Это дало возможность нашим учителям участвовать в ежегодном Всероссийском августовском «Интернет педсовете», в различных Интернет форумах и конференциях педагогических сообществ, а так же создать и вести свои дистанционные курсы по предпрофильной подготовке учащихся. 

Результатом такой работы стало повышение квалификации педагогов школы, так 60% учителей имеют высшую и первую квалификационные категории.
Создание условий для творческой активности учителей значительно меняет лицо школы, педагогического коллектива. 

Как и многие прогрессивные русские деятели культуры, Неверов Я. М. ясно понимал высокое назначение учителя в обществе, его роль в подготовке детей к жизни, поэтому требовал для него соответствующего материально-правового положения в этом обществе.
Много ценных высказываний об учителе, его профессиональных качествах, системе его подготовки и педагогической деятельности и требованиях к нему мы находим в трудах, очерках и отчетах Неверова Я. М.. 

Анализируя состояние проблемы подготовки педагогов в России и на Кавказе, Неверов Я. М. пришел к твердому убеждению об отсутствии понимания со стороны общества актуальности этой важной проблемы, что он считал не только нравственной незрелостью, но и нравственным злом. 

Неверов Я. М. требовал от правительства поднять престиж, материально-правовое положение учителя в обществе. 

Вместе с тем, он предъявлял высокие требования к учителю, его образовательной, профессиональной и нравственной подготовке.
 
Эта проблема актуальна и сейчас, ведь для развития и реализации творческого потенциала, если не всех, то большинства учителей, необходимо обеспечить комплекс социально-экономических, профессионально-педагогических, социально-психологических мер. 

Повышение профессиональной компетентности и устойчивости кадров учителей, их отношения к труду и творческих ориентаций позволит привести в соответствие качество кадрового потенциала с социально-политической и социально-экономической сущностью происходящих в обществе изменений
 
В настоящее время школе необходимы творческие люди, преодолевающие границы средних возможностей, активные и предприимчивые. Ещё Ян Амос Коменский говорил, что школу можно совершенствовать, только совершенствуя квалификацию учителя.
А чтобы нам дойти до этой цели, надо прежде всего идти. 

Ведь в каждом человеке есть солнце, а дать возможность ему светить – потребен гений, потребна сильная душа. А такая душа у нашего учительского сообщества есть.






Рекомендуем почитать:


Категория: Статья | Добавил: beryumova (08.05.2013) | Автор: -Ольга
Просмотров: 2917 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0




Форма входа


Логин:
Пароль:

РЕКЛАМА

ИНФОРМАЦИЯ

Легкая версия нашего сайта для мобильных устройств (ограниченный функционал)
fossa.net.ru/pda


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ:


Какие сегодня праздники?



Спонсор страницы:





 

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вверх
Мы рекомендуем почитать ↓
Здесь будет полезная информация. Наш ресурс проходит процедуру реорганизации.
© 2008-2013 VCF Образовательно-просветительский портал "ФОССА".
Копирование материалов возможно только при разрешении администрации сайта.
Сообщить о незаконном использовании материалов.

Яндекс цитирования   
Отзывы и предложение по работе портала оставляйте <<здесь>>
Если у вас возникли тех.проблемы, обращайтесь <<сюда>>

Пользовательское соглашение | Документы | О проекте | Ваш вклад | Баннеры | Реклама на портале | Служба Поддержки
Sitemap



!--s_links-->