Основной контент нашего ресурса предназначен для лиц старше 16 лет
Образовательно-просветительский портал ФОССА! цитаты и высказывания
Наш сайт на реконструкции. Приносим извинения 22222 33333
Здесь скоро будет новое удобное меню. Приносим извинения, сайт сейчас на реконструкции.


+Полное меню

Категории каталога

Социальные проекты [15]
Различные социальные проекты: За здоровье, за "чистый" язык, за нравственнность и тд.

НАШ ОПРОС

Какого оператора связи Вы используете?

Всего ответов: 527







 


Загружается, подождите...

Главная» Статьи» Социальный проект сайта» Социальные проекты

Вы можете добавить свой собственный материал!

“Русский язык так велик, что не влазиет в мозг”

Любезный читатель! Если вы решили, что фраза, вынесенная в заголовок, обнаруживает неумение автора изъясняться на этом самом русском языке, то вы абсолютно правы. Только автор не я, а безвестный выпускник средней школы, сдававший 29 мая ЕГЭ по русскому языку и объяснявшийся таким образом в любви "великому и могучему”.

Сказка о страшной Бабе-ЕГЭ

                Предполагаю, что не все, читающие эти строки знают, как выглядят задания ЕГЭ, и позволю себе несколько суховатых строк по этому поводу.

                ЕГЭ - это в основном тесты, которые  проверяет компьютер. Но одно из заданий требует написать сочинение-рассуждение, основываясь на предложенном публицистическом тексте. Задание при этом было рассчитано на самого что ни на есть среднего учащегося: нужно было выявить проблему текста, прокомментировать её, определить позицию автора и согласиться или не согласиться с ней, обосновав свою точку зрения. Сочинение проверяла комиссия, в состав которой входили школьные учителя и преподаватели омских вузов.

                Проверка завершена, оценки выставлены, пришло время "разбора полётов”.

Обрусеет ли русский язык?

                Сочинения были хорошие и разные. Разных, к прискорбию, было больше, поэтому поговорим о них. В мозг среднестатистического выпускника "не влазиет” многое. Вообще как-то неважно нынче с умением размышлять. Убого-примитивное хождение по кругу было характерно, например, для многих работ, написанных на основе текстов, посвящённых русскому языку. Сочинение представляло собой вариации на тему "великий - могучий - правдивый - свободный” по принципу изменения порядка перечисленных слов в предложении. Эти ласково-заискивающие тексты явно просили если не о высокой оценке, то о снисхождении.  После прочтения каждой такой работы хотелось, подобно Станиславскому, кричать: "Не верю!” Ну вот не верится, и всё тут, когда читаешь о невероятной любви к родному языку, с трудом продираясь через джунгли многочисленных ошибок всех видов! А уж как досталось жаргонизмам и заимствованным словам! Каждый считал своим долгом заклеймить их (смущённо признаваясь, что сам, вообще-то, употребляет) и посоветовать Государственной Думе срочно принять меры по отношению к зловредным СМИ (вот где причина всех бед). Некоторые авторы зачем-то просили-умоляли срочно вернуть в русский язык все старинные слова...

Возможно, мне просто не повезло, но факт остаётся фактом: вариант, проверенный мной, подарил всего два сочинения, авторы которых пытались рассуждать о причинах популярности жаргонизмов и о проблемах заимствования слов. Многие выпускники, к великому сожалению, элементарно не понимали текст, который им предлагался. Отчасти это было связано с тем, что они просто не постигали смысла общеизвестных слов. Так, в некоторых сочинениях среди неисчислимых бед, грозящих русскому языку, было названо... обрусение. Так прямо и написано, что если мы все не прекратим пользоваться заимствованной лексикой, то русский язык обрусеет, т.е. одеревенеет, превратится в брус!

Фактические ошибки в фоновом материале, или Степан Разин меняет биографию

Сочинение оценивалось по двенадцати критериям, один из которых предполагал, что выпускник изучил основы наук и, приводя примеры для доказательства своей точки зрения, получит законный балл за отсутствие упомянутых ошибок. И многие его, действительно, получили. Но не все. Из сочинений проверяющие узнали немало невероятных сведений. Вот вы, читатель, знаете, что Миклухо с Маклаем жили на острове или о том, что рассказ "Муму” написал Ф.М. Достоевский? Ю.А. Гагарин, оказывается, совершил полёт в космос 12 апреля 1861 года. Последняя цифра, кстати, для убедительности была написана дважды, как в платёжном документе: сначала цифрой, потом прописью. А как вам замечательный ряд героических людей нашей страны, которые, по словам выпускника, не пощадили своей жизни, бросившись под вражеский танк: С. Разин, Ф. Стаханов и К. Перовская (мы все учились понемногу...). Ну нет среди правил предмета "русский язык” призыва учить отечественную историю, а жаль. И историю учить надо, и географию, и биологию...

"Сердце ёколо”

Учитель, которому достался на проверку этот перл, не сразу понял, о чём идёт речь. Ошибки, особенно грамматические и пунктуационные, придавали проверке многих сочинений сходство с разгадкой ребуса. А иногда автор сочинения оговаривался так, что проверяющий задумывался: ошибка перед ним или выстраданная позиция. Как вам следующая фраза с гневно-обличительным началом и весьма неожиданной концовкой? "Как некрасиво, когда молодые люди выражаются ненормативной лексикой, а проходящие мимо взрослые делают им замечания!”

Интересно, что чьи-то чужие мысли оформлялись обычно по законам литературного языка. Но как только автор переходил к собственному рассуждению "от чистого сердца простыми словами”, с ним происходили странные метаморфозы, и прости-прощай, норма и здравый смысл, как, например, в этом вполне патриотическом заявлении: "Мне не нравится, когда в простом русском слове "алегатор” пишут латинские буквы”.

Отдельные аплодисменты почерку! Ну когда проверяющий проводил практически графологическую экспертизу, пытаясь понять, что написал выпускник, это типичная ситуация, но вот когда сам пишущий переставал понимать себя... А такое бывало! Чего стоит превращение имени Мурочка в Шурочку из-за небрежного написания первой буквы! Мы бы и не заметили! Но автор сочинения закономерно превращает Шурочку в Александру и допускает тем самым всё ту же фактическую ошибку!

Что делать и кто виноват?

Я, как и многие люди в нашей стране, не испытываю восторга от самой идеи ЕГЭ. Опасаюсь, что такая система оценки знаний вызовет у некоторой части школьников стремление изучать материал по тестовой методике, а результат предсказуем: "всё знаю, всё понимаю - сказать не могу”. К чему это приводит - смотри выше. Поэтому на вопрос "что делать” ответ ясен: учиться думать, учиться ясно выражать свои мысли и помнить, что учёба - это труд и знания не передаются воздушно-капельным путём. Тогда и виноватых искать не придётся.

 

Н.Н. Щербакова, доктор филологических наук, зав.кафедрой исторического языкознания и лингводидактики ОмГПУ





Рекомендуем почитать:


Категория: Социальные проекты | Добавил: fossa (20.02.2010) | Автор: -
Просмотров: 3665 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
[ссылка]
+1  
1 izzira   (08.02.2011 23:14) [Материал]
если очень захотеть все можно запомнить=)





Форма входа


Логин:
Пароль:

РЕКЛАМА

ИНФОРМАЦИЯ

Легкая версия нашего сайта для мобильных устройств (ограниченный функционал)
fossa.net.ru/pda


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ:


Какие сегодня праздники?



Спонсор страницы:





 

Статистика



Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Вверх
Мы рекомендуем почитать ↓
Здесь будет полезная информация. Наш ресурс проходит процедуру реорганизации.
© 2008-2013 VCF Образовательно-просветительский портал "ФОССА".
Копирование материалов возможно только при разрешении администрации сайта.
Сообщить о незаконном использовании материалов.

Яндекс цитирования   
Отзывы и предложение по работе портала оставляйте <<здесь>>
Если у вас возникли тех.проблемы, обращайтесь <<сюда>>

Пользовательское соглашение | Документы | О проекте | Ваш вклад | Баннеры | Реклама на портале | Служба Поддержки
Sitemap



!--s_links-->