В сентябре - октябре 2010г. на базе Армавирского машиностроительного техникума было проведено социологическое исследование проблемы Интернет - зависимости среди студентов 2, 3 курсов нашего техникума. Такая работа проводится ежегодно на «Неделе информатики.
В нем приняли участие 130 человек в возрасте 16-18 лет. Проведен тестовый опрос. Подсчитывались баллы. Предварительные результаты этого исследования убеждают в необходимости принятия незамедлительных мер.
В группе Интернет – зависимых:
в 2008 году было - 6%
в 2010 году - 3%
В группе риска:
в 2008 году было - 59%
в 2010 году - 34%
Тогда же было проведено еще одно социологическое исследование, но уже проблемы зависимости от сотовых телефонов среди студентов 2, 3 курсов нашего техникума. В нем приняли участие 180 человек в возрасте 16-18 лет. Проведен тестовый опрос. Подсчитывались баллы.
Студент считается независимым от мобильных телефонов в случае получения до 17 баллов на тестовые вопросы. В группу риска попали те студенты, которые набрали от 17 до 22 баллов. В группу зависимых от сотовых телефонов попали студенты, набравшие свыше 22 баллов.
Основная масса наших студентов находится в группе риска
в 2008 году - 59%
в 2010 году - 84%
Таким образом, мы видим, что информатизация вызвала ряд социальных последствий, негативные проявления которых существенно снижают эффективность процесса обучения и воспитания в современной российской семье и техникуме.
В связи с этим ежегодно студенты готовят материалы и презентации для студенческих конференций на тему: «Профилактика и предотвращение негативных социально-психологических последствий информатизации общества».
Помимо компьютерной (Интернет) зависимости в работах студентов нашли отражение игромания (увлечение играми на компьютере, мобильном телефоне), беспрестанные разговоры и переписка посредством SMS по мобильному телефону, формирующаяся в более раннем возрасте аддикция к азартным играм (гемблинг).
На студенческой конференции, которая проходит в читальном зале библиотеки, с докладами выступают студенты, психолог техникума, приглашаются вузовские ученые.
Таким образом, опираясь на представление о новой роли преподавателя информатики в системе воспитательной работы техникума, можно утверждать, что именно активизация воспитательной работы и внедрение новых методик в воспитательную деятельность в рамках единого информационного пространства позволяет снизить негативное влияние отдельных аспектов информатизации и осуществить целенаправленную подготовку студента к жизнедеятельности в информационном обществе, а преподавателю информатики – внести существенный вклад в решение задачи социального воспитания подрастающего поколения – поколения нового информационного общества.
Литература
Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета. Психологический журнал, 2004. Т. 25. №1.
Федосов А.Ю. Роль системы воспитательной работы образовательного учреждения в профилактике и предотвращении негативных социально-психологических последствий информатизации. Труды IX Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество». СПб.:Изд-во филологического ф-та СПбГУ, 2006.
Федосов А.Ю. Информомания и воспитательная работа учителя информатики. Научно-методический журнал «Информатика и образование», 2007. №7.
Чудова И.В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета». Психологический журнал, 2002. Т.23. №1.
Янг К. С. Диагноз – Интернет-зависимость. Мир Интернет, 2000. №2.
Л.Э. ЗАКАРИНА, Е.А. СТРУКОВА
ФГОУ СПО «АМТ», г. АРМАВИР, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ