Серия публикаций о МОУ СОШ № 7 г.Каменска-Уральского. Рассказывается о жизни и приключениях ученика Соколова Виктора. Где-то чистая правда, а где-то художественный вымысел- где именно- решать Вам!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 «Солнышко» города Старый Оскол, Белгородской области
КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ (статья из опыта работы)
Подготовил педагог-психолог, воспитатель Салькова Елена Викторовна
г. Старый Оскол 2011
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30-40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: • социальный, • психологический, • эмоционально-волевой. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости». А. Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками. И. Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению к школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты. Л.И. Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Важным аспектом в вопросе изучения школьной зрелости является изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе. (Л.А. Венгер, С.Д. Цукерман, Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, Л.К. Айзман). Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются: мотивационная, личностная, интеллектуальная, эмоционально-волевая. Мотивационная готовность - наличие у ребенка желания учиться. Возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Эмоционально-волевая готовность проявляется в способности ребенка управлять своими эмоциями и контролировать свое импульсивное поведение. Эмоционально-волевая готовность среди специалистов чаще обозначается понятием произвольность. Произвольность у ребенка проявляется в способности сосредоточится и довести начатое дело до конца. Она играет важную роль в формировании эмоциональной и в целом социальной культуры растущего человека. От наличия произвольности зависит в дальнейшем, будет ли ребенок принимаем в различных сообществах сверстников и взрослых. Таким образом, подготовка ребенка к школе яв¬ляется важной и актуальной проблемой. В настоящее время работа педагога-психолога в ДОУ по сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возрас¬та к обучению в школе вы¬глядит следующим образом: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогическим коллективом. Работа с детьми ведется по трем направлениям: диагностика, развивающая работа, коррекционные занятия (групповые и индивидуальные). В начале учебного года проводится первичная диагностика готовности детей к обучению в школе по программе Н. Семаго и М. Семаго. Ее целью является изучение готовности детей к школьному обучению для последующего учёта и поведения коррекционно-развивающей работы с детьми и консультативно-просветительской работы с родителями и педагогами. В конце учебного года проводится контрольная диагностика готовности к школе. Она позволяет проследить успешность коррекционно-развивающей работы. А так же служит основой для разработки рекомендаций по введению ребенка в школьную жизнь. С детьми старшего возраста в течение учебно¬го года проводятся занятия, направ¬ленные на развитие познавательных психических процессов, на раз¬витие эмоционально-волевой и комму¬никативной сфер. Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, формируются коррекционные группы. Занятия в коррекционных группах на¬правлены: на формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста, на развитие внимания, мышления, речи, памяти, восприятия, тонких движений рук, зрительно-моторной интеграция, профилактику и коррекцию нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей. Работа строится на основе интеллектуально-разви¬вающих игр и упражнений, дыхательно-кординационных упражнений, симметричных рисунков, графических диктантов, пальчиковой гимнастики, упражнений для профилактики нарушений зрения. Есть ряд детей, которым требуется индивидуальная коррекционная ра-бота. С ними психолог проводит индивидуальные занятия. Работа с родителями строится по трем направлениям: психологическое просвещение, индивидуальное консультирование, групповые формы работы с родителями. Родителей будущих первоклассни¬ков волнуют десятки вопросов, связан-ных с подготовкой ребенка к школьно¬му обучению. У них наблюдается по¬вышенный уровень тревожности, неу¬веренность в правильности своих вос¬питательных методов, дефицит конкрет¬ных знаний по данному вопросу. Поэтому педагог-психолог выступает с докладами на собраниях для родителей, проводит индивидуальные и групповые консультации и беседы, работает психологический клуб «СемьЯ», постоянно обновляется информация в родительских уголках и на стенде «Психолог советует», проводятся тренинги и занятия с родителями. Работа с педагогами по вопросу подготовки детей к обучению в школе содержит четыре направ¬ления: психологическое просвещение, индивидуальное консультирование, групповая работа с педагогами, связь со школой. Психолог выступает на педагогических советах, семинарах, проводит темати¬ческие консультации по теоретичес¬ким вопросам, касающимся особен¬ностей развития старших дошкольни¬ков. Освещает точки зрения различных ученых по этому вопросу, помещает ин¬формацию по подготовке к школе на стенд, проводит тренинги для педагогических работников, индивидуальное консультирование после диагностического обследования детей, работает с учителями начальных классов, по вопросу взаимодействия с детьми. Только комплексная подготовка и учет всех видов деятельности, со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса, дает возможность всесторонне и грамотно подготовить детей к обучению в школе. Актуальность работы по сопрово¬ждению процесса подготовки к школе в современных условиях очевидна, она дает положительные результаты, а главное, оказывает реальную действен¬ную помощь детям и взрослым. Литература 1. Останкова Ю. В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. – Волгоград: Учитель, 2007 2. Шашкова, З. В. Занятия по предшкольной подготовке: развитие творческого мышления. – М.: Глобус, 2007 3. Шваб Е. Д. В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя.– Волгоград: Учитель, 2007