Проект «Современный учитель в современном обществе»
Сегодня мы поговорим о профессии учителя, а также использовании
современных информационных технологий в такой нелегкой работе.
Современный учитель занимается различными видами
профессиональной деятельности: преподавательской, воспитательной, научной,
методической, управленческой. А в будущем возможности учителя, как педагога,
вероятнее, увеличатся еще больше!
Уже сегодня, в зависимости от того или иного вида
деятельности существуют разные возможности использовать компьютерные или
информационные технологии, дающие возможность получать, передавать,
систематизировать, обрабатывать информацию, а также осуществлять коммуникацию
между коллегами, учениками, их родителями и т.д.
Человечество сегодня находится в технологической
фазе научно-технической революции. Основная черта этого этапа - информатизация
всех сторон жизни. Образование является информационным процессом и поэтому
использование информационных технологий с применением компьютера особенно
важно. Поэтому, я думаю, что в моей
будущей профессии не так много времени, как хотелось бы, останется на жизнь без
информационных технологий.
С увеличением количества компьютеров в школах
возрастает их роль как эффективного средства повышения результативности
обучения при применении их как нового средства обучения. При этом компьютер
может быть использован как для автоматизации рабочего места учителя и как
средство обучения учащихся в компьютерном классе. Применение компьютера
позволяет повысить интеллектуальный уровень учащихся и облегчает решение
практических задач. Он может быть использован как информационная система,
помогающая решать технологические, конструкторские, экономические,
экологические вопросы; источник информации для разработки творческих проектов,
для существенного расширения наглядности обучения, а также оперативного
контроля за усвоением учащимися знаний и умений, навыков, полученных на уроке. Применение компьютеров, как средства обучения
повышает мотивацию обучения за счет интереса учащихся к деятельности, связанной
с компьютером. Так было всегда, есть и скорее
всего будет, ведь технологии видоизменяются, а подростком всегда интересно
что-то новое и необычное.
В настоящее время, чтобы идти в ногу со временем,
учитель должен владеть основами информационных технологий, иметь представление
о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows,
уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word,
Ехсеl, РоwerPoint и рядом других специализированных программ, связанных с предметной
деятельностью учителя, пользоваться сетью Интернет, а также уметь использовать
знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий. Желательно конечно, чтобы учителя объединялись
в интернете в сообщества по интересам, обменивались бы опытом, знаниями. Как
вариант, уже сегодня мною создан отличный помощник учителям, да и школьникам -
сайт для обмена опытом, знаниями и пропаганды всего доброго и светлого. И это уже даже не сайт, это полноценный портал
с десятками различных учебно- методических разработок, социальных проектов,
благотворительности и других полезных
функций. Адрес сайта в сети интернет
довольно прост: http://fossa.net.ru («Школьно-Студенческая социальная Сеть!»)
А вообще причин компьютеризации обучения в физике,
да и другим предметам уйма. Человек, освоивший персональный компьютер (ПК),
быстро убеждается, что с его помощью писать, рисовать, чертить и делать
множество других дел можно более продуктивно, чем без него. Набрать на
компьютере и распечатать на принтере задание для контрольной работы учителю
будет значительно быстрее и удобнее, чем
писать их вручную или печатать на пишущей машинке. А ученику гораздо удобнее
использовать персональный компьютер или ноутбук, нетбук, при выполнении заданий
онлайн (т.е. в интернете).
Один раз введенные данные в память компьютера, они
могут быть распечатаны, причем в случае необходимости содержание заданий легко
откорректировать. Компьютер, имеющий доступ к Интернету, может помочь учителю,
ученику в получении разнообразной и полезной дополнительной информации.
Компьютер многофункционален, даже можно сказать, универсален, он - гораздо лучшая
"контролирующая машина", чем те, что разрабатывались ранее; при
работе с ним можно использовать все полезные наработки программированного
обучения, им можно заменить телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты,
кодограммы, калькуляторы и многое другое.
Физика - наука экспериментальная, и для ее изучения
необходимо использовать опыты. Даже тут компьютер выступает как часть
исследовательской установки, лабораторного практикума, на нем можно
моделировать различные физические процессы, опыты, лабораторные работы.
В помощь учителям для организации занятий с помощью
компьютера в настоящее время выпускается множество учебных программ, с
некоторыми из которых я, возможно, Вас познакомлю.
Программы для учителей различных предметов могут
пригодиться где угодно! Вот, например, программа электронный журнал…думаю из
названия понятно, что учитель заносит данные учеников в электронный журнал,
который намного практичнее обычного.
Как минимум - функции подсчета оценок, подсчет в процентных коэффициентах и многое
другое. А как могут быть полезны ученикам
новейшие разработки, такие как электронный дневник, электронная библиотека и
т.д.
Мне кажется, что применения компьютерной техники на таких
уроках как физика, ОБЖ, Русский язык, Информатика и др. можно обобщить в
определенные категории:
1. Подготовка
печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы,
дидактические карточки для индивидуальной работы);
2. Мультимедийное
сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных
лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);
3. Интерактивное
обучение в индивидуальном режиме;
4. Проведение
компьютерных лабораторных работ;
5. Обработка
учащимися экспериментальных данных (построение таблиц, графиков, создание
отчётов);
6. Контроль
уровня знаний с использованием тестовых заданий;
Использование на уроках
и при подготовке к ним интернет-ресурсов
Вместо вывода можно сказать то, что в любом случае в моей
будущей профессии, какой бы она ни была - будь то учитель или даже врач, юрист
и т.д. информационные и компьютерные технологии неизбежны, ведь они полезны и
бывают крайне необходимыми. Но что касается профессии учитель, то овладения
этими технологиями означает, прежде всего, высокий профессионализм в работе и
огромную благодарственную отзывчивость учеников…
Проект «Современный учитель в современном обществе»
подготовлен учеником 11 класса МОУ Средняя Общеобразовательная школа №7,
Соколовым Виктором.
При подготовке данного материала использовалась информация
сети интернет (http://www.rusedu.info), а также различные электронные справочники.
(Каменск-Уральский, декабрь 2010 года)