Люди всегда ощущали в нравственности какую-то странную, абсолютную
силу, которую просто могучей назвать было нельзя - так она превосходила все
человеческие представления о силе и мощи разума.
Нравственность - это
обязанность
Критериологический подход к категории нравственности
требует, прежде всего, достижения понимания и ориентации в пространстве жизненных
и вообще природных критериев с тем, чтобы построить систему оценок знаний
высшего уровня. Подобное желание весьма трудно исполнимо, ибо нравственность
сама по себе является уже такой оценочной системой высокого уровня, позволяющей
человечеству и каждой личности соотносить друг с другом фактически любые
действия и мысли.
И всё же наберёмся смелости и попытаемся хотя бы определиться
с главным в оценках этого труднейшего с философской точки зрения понятия.
Когда мы стараемся осмыслить это понятие, то, прежде всего,
отмечаем, что в понятии нравственности особым образом, если не сказать удачно,
соединились знания человеческой цивилизации об идеале и реальности: идеал
притягивает к себе реальность, заставляя её меняться по нравственным принципам.
Кроме того, эта категория как расширенное понятие объединяет
в себе сущностную социальную первопричину реальных действий людей: они добровольно
берут на себя личностные обязанности по соответствию своих действий неким общим
представлениям (общим нравам) и по соотнесению этих действий и своих мыслей
целям, задачам, критериям общества. По-другому, жизнь превращается при этом в
Игру с Выигрышем для Всех и каждого.
Поэтому говорить о нравственности можно лишь с позиций добровольно
взятых на себя обязанностей человека перед обществом или перед той Высшей Силой
из пространства Сознания Природы, которая соответствует общему представлению,
эгрегорному образу, Богу, стоящему над данным обществом и человеком и которое ведёт
данное общество и данного человека по жизненному пути.
Нравственности эгоистической быть не может. Поэтому можно
снять упрёк либерального (эгоистического) толка о том, что Иисус Христос принёс
человечеству коммунистическую идеологию: любое духовно-нравственное учение, в
том числе и возникшие до Иисуса Христа, заставляет, прежде всего, расставлять
оценки с вершины общества. И СССР развалился совсем не потому, что коммунистическая
идеология нежизненна, наоборот, ей не хватило именно духовной высоты, такой,
какая наличествует, например, в конфуцианстве и даосизме.
Однако, эгрегоры, как и ведомые ими личности и общества,
могут быть разной высоты по уровню духовного потенциала, и потому разными по качеству,
силе, заряду (позитив-негатив), широте охвата и так далее. И потому представление
о Боге одного человека не совпадает с представлением о Нём другого, личный Бог
одного человека никогда не будет совпадать с личным Богом другого. И хотя
духовная высота эгрегора каждого человека оценивается, «измеряется», с высоты
общих нравов нравственностью, тем не менее, понимание нравственности у разных
людей разное. Нравственность так же относительна, как и любая другая истина.
Проблемы нравственности изучаются этикой. Однако, говоря о
разных видах корпоративной этики, прежде всего, следует говорить о нравственности
не как о морали. Потому что мораль - это либо исторически изменяемый, либо профессиональный
свод правил и норм поведения людей, сформулированный ими на основе их опыта,
духовного и опыта отношений. Нравственность же выступает как некоторый абсолютный
закон (императив) притяжения человеческого духа (И. Кант), а просто этика
становится уже Духовной Этикой.
Нравственность - это
абсолютная истина
Что такое нравственность? Из чего она растёт? Как она
проявляется? Насколько она обязательна для исполнения? И что бывает, когда люди
пренебрегают нравственностью?
Понятие нравственности от нас настолько далеко, что
подавляющее большинство людей, рассуждая о ней, вполне серьёзно допускают
мысль, что чаще всего нравственность не нужна вообще, а общество создаёт свои
правила поведения, усредняя представления всех людей, входящих в него.
Закон ценности. Чем выше или дальше от насущного, от
нашего больного места что-нибудь, тем оно нам кажется более ненужным. Но имеет
ли это отношение к нравственности? Можно ли нравственность определить как
ценность? И не меняем ли мы тут следствие и причину местами?
Не вдаваясь в подробности, даю те определения, к которым я
пришёл, изучая Духовную Этику. Не буду вспоминать старые определения, сказанные
кем-то по случаю нравственности, ибо они отнимают время и не настраивают на
истинное понимание. Если повторять пройденное по неправильным или неправедным
дорогам, можно так же, как и многие другие, свернуть с истинного пути.
Мера же истины лежит в её приближении к Вершине Духа: Бог
есть Любовь.
Истина - это и абсолютная честность.
Нравственность, на которую нас выводит Природа, - это
всё-таки ещё, и прежде всего, Голос Абсолютной Истины, которую мы назвали Богом. Это Голос и принимаем мы за голос нашей
совести. Но этот Голос искажается тем эгрегором, который для каждого человека
свой. И потому быть совершенным - это утопия идеала. Но идеала спасительного. Всё, что не
относится к этому идеалу, рано или поздно обречено либо на гибель, либо на
изменения, приближения к идеалу. Почему? Потому что неистина, ложь, или временная
истина, живёт короткое время, после чего Природа их поправляет, уничтожая. Вершина,
которую предоставляет в наше распоряжение личностный эгрегор, не может
совпадать с Вершиной Абсолюта по причине нашей материальности.
Человечность - это отражение
нравственности
Люди в своём стремлении жить руководствуются насущным
более, чем нравственностью. Однако, подсознательно они оценивают с вершины
своего личного представления о нравственности результаты своих жизненных
этапов.
Сегодня уже с большой долей уверенности можно заявить, что Человек
не живёт абсолютной истиной и потому он смертен. Но ведь он и не может
ею жить, -
скажете вы, и будете правы.
Но правы странно: абсолютная истина есть канат,
который удерживает человека в человеческом облике. Но как только этот
канат по какой-либо причине обрывается или обрезается, человек превращается в
обезьяну, в животное, в монстра. Миллионы или миллиарды примеров подобного рода
разве не убеждают нас в правоте этой истины?
Обратный процесс - превращения обезьяны в человека - прекрасно описан разными
людьми, претендовавшими на звание ученого. Но оставим эти их претензии за
бортом, не они суть важны в наших рассуждениях. Важно другое и просто противоположное:
труд мог сделать из обезьяны не человека, а лошадь или трактор.
А вот человека из обезьяны могла сделать лишь такая сила,
которая дала ему Главный Свет Жизни. И потому Человек есть не просто Божие творение,
ибо таковыми творениями являются и насекомые, и животные разных видов, и
растения. Но это не означает, что Человек тоже имеет право жить растительной
жизнью или свинской, например. Как говорится в известном анекдоте: «Мочь-то он
может, но кто же ему позволит?».
Жить вне нравственности означает жить вне человечности.
С чего начинается нравственность
Нравственность всегда начинается, как это ни банально
звучит, с уважения: в себе, к другому человеку, к животным, к Природе, к Богу.
Уважение - это терпимость в кубе. Ибо кроме того, что нужно
вытерпеть что-то или кого-то, ещё нельзя при этом потерять свою человеческую личность.
Нравственность должна быть ясно соотнесена с другими
близкими категориями, чтобы её место в современных общечеловеческих представлениях
не вызывало двойных стандартов и толкований.
Поэтому общее понятие нравственности необходимо разделить на
понятия абсолютной, переходной и бытовой нравственности.
Каждый из этих типов нравственности определяет свою мораль
как обобщение норм и правил поведения в обществе, а также определяет и отношение
каждого конкретного человека к этим видам морали.
Переходный тип нравственности является мостиком между тем,
что мы называем идеалом и реальностью. Понятие идеала в свете Духовной Этики и
высшей критериологии отходит от его отождествления с понятиями иллюзии и
утопии, потому что в целостном представлении о функционировании Природы идеал
становится Вершиной Глобального Критерия Природы, который по всем кибернетическим
и математическим законам и обеспечивает эту самую целостность путём самоудовлетворения
в процессе распределения ресурсов.
Ещё раз о причинах гибели цивилизаций
Нравственность - это первое знание об общих и частных отношений высшего
уровня, которое вытекает из абсолютных Законов Природы и, прежде всего, из её
Высших Критериев, бесспорно наталкивающих нашу мысль на абсолютность существования
Сознания Природы.
Некоторым людям трудно с этим согласиться, но сам факт
восхождения наших знаний к гипотетической их Вершине говорит о том, что она существует
вне нашего опыта.
Эти абсолютные знания не являются лишь отражением некой природной
объективности в ущерб субъективности. Напротив, они парадоксальным образом
соединили в себе своё объективное существование и качества субъекта как
сущности, способной проводить высшую оценку нашего и вообще любого поведения.
Мы сами отпадаем от этой Вершины, когда накапливаем
негативный потенциал и начинаем его использовать в ущерб своему восхождению к
Вершине Абсолюта. Жить относительными истинами для нас становится катастрофически
опасным.