Мы все читали детскую классику. Одни произведения восхищали нас, другие удивляли, третьи казались фантастическими и уж слишком надуманными. Представить некоторые сюжеты в реальной жизни казалось вещью совершенно невозможной и даже нелепой. Однако иногда происходят чудеса. О добровольном и бескорыстном детском труде я когда-то читал в сказках Гайдара. Еще помнится мне известный всем сюжет Марка Твена, когда мальчишки становились в очередь на покраску забора. Если отбросить коммерческую жилку Тома Сойера, зрелище весьма забавное, но то, что произошло в нашей школе в середине сентября на глазах у изумленных учителей не снилось даже Марку Твену. Шел обычный будничный день, уроки сменялись переменами, и ничего не предвещало подобного. А началось все довольно комично: перед уроком литературы в 5 классе, как это всегда и водится, веселились два порядком поднадоевших всем мальчика Давид Ш. И Дима М. В результате их безвинных шалостей Дима М. надел на голову Давиду Ш. мусорную корзину со всем ее содержимом. Содержимое, упорно копившееся на протяжении пяти уроков, под восторженные возгласы наблюдавших за возней одноклассников скатилось с головы Давида Ш. и разлетелось во все стороны. Ругаться было бесполезно да и некогда – прозвенел звонок на урок, - поэтому я выдал Диме М. веник и совок и попросил убрать мусор обратно в корзину. Дима М., виновато потупив взгляд, с видимым желанием исправиться принялся за работу. Он упорно пытался загнать на плоскую поверхность совка при помощи взлохмаченного веника яблочные огрызки и клочки скомканной бумаги, но, судя по всему, на свою беду впервые в жизни держал в своих руках столь мудреные инструменты. Как он не усердствовал, как не пытался справиться с управлением совка и веника, все его старания были тщетны. Испытывая Сизифовы муки, он минут пятнадцать неуклюже гонял по полу мусор, но так толком и не смог его собрать. В это время во всю шел урок литературы. Пятиклассники, помимо работы на уроке, неустанно следили за мучениями Димы М. и так рьяно рвались помочь неумелому товарищу, что я их с трудом сдерживал – урок все-таки. Причем настойчивее остальных рвался в бой сам же пострадавший: беспомощность товарища пересилила в нем пробудившуюся было злобу. Когда, наконец-то, урок закончился, пятиклассники бросились наперегонки подметать недоубранный Димой М. мусор. Они вырывали друг у друга веник, пытаясь подмести как можно больше грязи, причем девочка Маруся З., явно неудовлетворенная столь незначительной уборкой, подмела не только свою заслуженную бумажку, но и весь кабинет. В этот момент с урока физкультуры вернулся третий класс, в кабинете которого и занимались пятиклашки. Первым вошел Артем Л. и, увидев вылизывающую кабинет Марусю З., заявил мне, что тоже хочет подметать. Я решил пошутить над Артемом и сказал, что если ему так уж и захотелось поработать, то пускай берет ведро с водой, тряпку и моет себе на здоровье коридор на пятом этаже. Я тогда и не подозревал, кто из нас двоих по-настоящему пошутил. Когда, проверив несколько тетрадей, я вышел из кабинета, то увидел ползающего на корточках Артема Л., домывавшего коридор пятого этажа. Ну а дальше началось невообразимое. Зараженные лихорадкой уборки, ко мне подбежали третьеклассники и спросили, можно ли им вымыть лестницу. Будучи занятым беседой с кем-то из родителей, я, лишь бы дети от меня отстали, показал им, где хранится санивентарь, и попросил больше не дергать меня. Прошло минут двадцать. О том, что за это время произошло и продолжало происходить, я узнал от своих коллег, которые один за другим стали заходить ко мне в кабинет и задавать в полном недоумении два вопроса. Вопрос первый: «Что такого натворили ваши дети, что вы их заставили мыть всю школу?» И вопрос второй: «Как вам это удалось?» Немало удивленный происходящим, я вышел на лестницу и поразился: лестница буквально блестела, причем с пятого по первый этаж. Моих же детей на лестнице не было. Я вновь вернулся в свой кабинет. Прошло еще минут двадцать. Ко мне довольные, румяные, с ведрами, швабрами и тряпками, ввалились третьеклассники Даша П, Даша Л, Кристина Т, Лена, Н, Артем Л. и пятиклассница Маруся З. с вопросом: «Что мыть еще?» Оказывается, помимо лестницы они выдраили уже весь четвертый этаж. Что поделаешь, раз вымыт четвертый, то, следовательно, необходимо мыть и третий. Правда, на этот раз я решил посмотреть за их работой. Увиденное сравнимо разве что с историческим набегом тимуровцев на двор старушки. Шестеро ребят, словно ураган, налетевшие на паркет третьего этажа, распределив обязанности, на метеорной скорости драили пол. Отлаженность их действий была просто потрясающей: возникало ощущение, будто они тренировались целой командой мыть полы, по крайней мере, месяц, причем сначала просто на взаимодействие, а затем и на время. В одно мгновение паркет третьего этажа был вымыт. Изумленные учителя выскакивали из кабинетов посмотреть на это зрелище, а ребята из старших классов, с опаской косясь на юных тимуровцев, старались не попадаться им на пути. Вслед за третьем этажом был вымыт и второй. Был бы вымыт и первый, но тут на пути детей неприступной стеной встала обалдевшая уборщица, которая ценой неимоверных усилий не позволила школьникам разделить с ней свой нелегкий труд. Чудеса иногда происходят. Жизнь многообразна и полна самых ярких неожиданностей. То, что случилось у нас в школе, - феномен. Родители многих наших "тимуровцев" после уже удивленно замечали, что дома ребенка не заставишь убираться, а тут… Что ж, чудеса иногда происходят, но такие чудеса никогда бы не случились в другой атмосфере, если бы не было вокруг доброжелательных детей и взрослых, если бы сам факт уборки расценивался исключительно как принудиловка или наказание за провинность. Ведь самое светлое и самое приятное во всей этой истории, что дети работали с радостью. Работа была для них счастьем, тем счастливым воспоминанием, которое останется в душе ребенка навсегда.
|