Основной контент нашего ресурса предназначен для лиц старше 16 лет
Наш сайт на реконструкции. Приносим извинения 22222 33333
Здесь скоро будет новое удобное меню. Приносим извинения, сайт сейчас на реконструкции.



+Полное меню

ИНФОРМАЦИЯ






Загружается, подождите...

Главная » Файлы » Презентации, разработки уроков и т.п. » Физика/Астрономия

«Страницы истории великой Победы»

Описание материала:
Методическая разработка
конференции:

«Страницы истории
великой Победы»
Вклад ученых – физиков в победу
Советской Армии над фашизмом



Автор: преподаватель физики
ГОУ НПО ПУ №20 КК Стеблей Лилия Васильевна

г. Ейск, 2009 г.



Цель:
знакомство с выдающимися достижениями отечествен-
ной науки и техники, с судьбами крупнейших ученых-
физиков, конструкторов техники, изобретателей, вне-
сших огромный вклад в дело разгрома фашизма;
формирование гражданско–патриотической позиции,
нравственной и духовной культуры, чувства коллекти-
визма, ответственности, воинского долга и чести, лю-
бви к Родине, уважения к истории страны, её прошло-
му и настоящему;
развитие интереса к физике, её неразрывной связи с
природой, жизнью и деятельностью человека.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, плакаты;
съемный диск,
презентация слайдов.

Более шести десятилетий отделяет нас от того дня, когда фашистская
Германия подписала акт о капитуляции. Закончилась Победой небывалая по своим масштабам, ожесточённости и человеческим потерям война, бушевавшая на планете 6 лет, а на нашей земле – без малого 4 года – 1418 дней. Неимоверным напряжением всех сил – душевных и физических, она была выиграна в основном Советским Союзом.
Для молодого поколения нашей страны, живущего в совсем ином мире и другой стране, при другом общественном строе, где жизненные приоритеты составляют иные ценности, где господствует современная техника, пронизывающая все стороны бытия, трудно, почти невозможно представить, какими были для нашего народа годы великой битвы и какой ценой была завоевана Победа над врагом

В тот год, от всей души удивлены,
Тому, что уцелели почему – то,
Мы возвращались к Жизни от Войны,
Благословляя каждую минуту, -
так писала юная фронтовичка и поэтесса Юлия Друнина.
Тема истории Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. неисчерпаема. Очень хочется, чтобы наша молодежь знала её как можно глубже и шире. Ведь страницы этой истории не только запечатлели подвиг советского народа и наших соотечественников. Они понуждают вдумываться в прошедшие события, осмысливать их и сделать важные для сегодняшнего дня выводы; многие страницы и эпизоды минувшей битвы духовно возвышают каждого, кто ознакомится с ними.
Сегодня мы перевернём несколько пожелтевших страниц истории огненных военных лет 1941 – 1945 гг., расскажем о вкладе ученых – физиков, конструкторов техники в дело разгрома фашистов и завоевания Победы.
Презентация слайдов (музыкальный фон)
Страница первая.
«Идет война народная, священная война»
В первые же дни войны прозвучала по радио песня «Священная война», где был суровый призыв к её гражданам:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой…







2
И народ в едином порыве встал по велению сердца, движимый зовом своей любви к Родине, чувством долга, позабыв о многих невзгодах. Он поднялся на защиту Жизни и Своей Страны.
Ведущие научные работники приняли обращение «К ученым всех стран». Его подписали физики А. Ф. Иоффе и П. Л. Капица, специалисты в области механики А. Н. Крылов и С. А. Чаплыгин.
В нем говорилось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны – во имя защиты своей родины и во имя свободы, мировой науки и спасения культуры…»
Предстояла сложнейшая организаторская работа, которую требовалось выполнить в кратчайшие сроки. Нужно было:
переместить все крупные научные центры в отдалённые, безопасные районы
страны (физические и физико-технические – в Казань);
сохранить научный потенциал страны – людей и важнейшее оборудование,
создаваемое годами;
развернуть на новых местах научную работу, но подчинить её нуждам
фронта.
В 41-м «переезжала» на восток огромная часть большой страны, уже через 2-3 месяца научные центры начали свою работу на новых местах, вдали от линии фронта.
Не счесть учителей физики, которые, оставив свои классы, пошли воевать.
• Бывший учитель, а впоследствии член-корреспондент Академии педагогических наук, специалист в области школьного физического эксперимента Б.С. Зворыкин в 1975 г. вспоминал: «Когда началась Великая Отечественная война, я работал учителем физики в 175-й московской школе. Так как я был радиолюбителем, имевшим большой практический опыт, меня послали на специальные курсы и через три месяца, весной 1942 г., я стал командиром радиовзвода…Мы обеспечивали бесперебойную радиосвязь штаба батальона с ротами, находящимися на переднем крае, одновременно вели постоянную и напряженную учебу..»
• Работали на Победу не только взрослые, но и подростки. Вспоминает преподаватель МГУ, автор школьных учебников физики для IX-XI КЛАССОВ,
• по которым занималось не одно поколение советских и российских школьников Б. Б. Буховцев: «В июле 1941 г., сдав экзамены за восьмой класс, я перешел в девятый. Через несколько дней началась война, о продолжении учебы нечего было и думать: стране нужны были рабочие. И я пошел на завод, работал полтора года токарем, в 1943 г., когда исполнилось 18 лет, был призван в ряды Советской Армии. Попал в гвардейские минометные части, на вооружении которых находились орудия, зашифрованные загадочныим буквами РС (ракетные системы – грозные «катюши»…
Страница вторая «О технике, которая во многом определила Победу»


3
Война была не только битвой армий, но и длительным, изнуряющим сражением техники, битвой умов.
К началу войны с СССР гитлеровская Германия обладала мощным военным потенциалом. У неё были совершенные танки, самолеты… Промышленная база Германии вместе с базами её союзников и порабощенных стран превышала советскую в 1,5 – 2 раза, а в 1942 г. в связи с захватом богатейших районов нашей страны – в 3 – 4 раза.
Командование, конструкторы, ученые понимали, как сильно исход войны зависит от технического оснащения нашей армии! Нужно было в кратчайшие сроки не только организовать выпуск нужного количества военных машин разного назначения, но и создать новые, превосходящие аналоги противника.
Посмотрим, что удалось сделать в двух отраслях – авиации и танкостроении.
Музык. фон. Слайд

• Технических задач было много: увеличить высоту полета самолетов, скорости подъема и движения, улучшить маневренность машин, их огневую мощь. Авиаконструкторы использовали результаты исследований, выполненных в предвоенные годы нашими учеными:
С. А. Христиановичем по теории обтекания тел потоком воздуха, имеющим скорость, близкую к скорости звука;
профессорами А. А. Дородницыным и Л. Г. Лойцянским по методике расчета сил трения с учетом сжимаемости воздуха при больших скоростях движения;
М. В. Келдышем о причинах и теории сильного самовозбуждения колебаний крыльев и хвостового оперения самолета, которые приводят к разрушению машины в полете;
А. И. Макаревского, который предложил оригинальные методы расчета самолета на прочность.
• В суровых условиях военного времени наши авиаконструкторы сумели создать и запустить в серийное производство 25 (!) новых и модернизированных уже используемых типов военных самолетов. В их числе:
истребитель Ла-5 конструкции С. А. Лавочкина, обладавший мощным двигателем, большой скоростью подъема, маневренностью, огневой мощью.
самый легкий и маневренный истребитель Второй мировой войны – Як-3, сконструированный в 1943 г. в конструкторском бюро А.С. Яковлева;
Н.Туполева. Специальное оборудование позволяло прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полета;


4
штурмовщик Ил-10 конструкции С. В. Илюшина, созданный в 1944 г., обладал мощным двигателем и вооружением, усиленной броней, он был прозван фашистами «летающим танком», «черной смертью».
• Успехи отечественного самолетостроения неразрывно связаны с достижениями специалистов других профессий. За 4 года войны только новых мощных авиационных двигателей было создано 23 типа; для нужд авиации разработан рецепт высокопрочной боевой стали АБ-2, содержащий намного меньше дефицитных компонентов, чем обычная ( никеля – в 2 раза меньше, молибдена – в 3 раза!)
Творческий союз ученых и авиаконструкторов дал хорошие результаты: скорость наших истребителей возросла на 25 %, дальность полета – на 300 %, скорость подъема в воздух – более чем на 200 %. В конце войны превосходство в небе нашей авиации было явным: в полете уничтожали почти любой самолет врага!

Слайд

В конструкторских бюро танкостроения тоже полным ходом шла напряженная творческая работа. В 1943 г. под руководством инженеров Ж. Я. Котина, А. И. Благонравова, Н. Л. Духова в очень короткие сроки был создан новый тяжелый танк ИС-2 массой 45 тонн, развиваемая скорость – до 52 км/ч (на 30 % больше, чем у машин этого класса ранее созданных).
На базе ИС-2 в 1944 г. было создано несколько тяжелых самоходных артиллерийских установок, в том числе на гусеничном ходу – ИСУ -152, оснащенная гаубицей-пушкой 152-миллиметрового калибра.Появление на полях сражений наших ИС -2 и ИСУ -152 нанесло сокрушительный удар по представлениям фашистов о техническом превосходстве их танков – «пантер», «тигров», «фердинандов» - над нашими.
• Вы только вдумайтесь в приведенные факты и цифры и представьте, какой титанический умственный труд стоит за ними, каким было напряжение творческой мысли! Такое возможно только во имя праведной великой цели!

Страница третья Слайд. Музык. фон
«Было и это…»
Мы, пройдя через кровь и страданья,
Снова к прошлому взглядом приблизимся.
Но на этом далеком свидании
До былой слепоты не унизимся.

5
Посмотрим теперь на историю Великой Отечественной войны «нашим гневным сегодняшним зрением».
В то время, когда наши конструкторы, не жалея сил в суровых условиях войны модернизировали существующую и создавали новую боевую технику, чтобы оснастить ею армию, наша страна в начале войны несла огромные людские, материальные и территориальные потери, сдавая врагу один за одним свои города и села. Причин этого было несколько, и в их числе недооценка руководством

страны проблемы технического перевооружения армии, о которой говорили
ведущие военные специалисты.
В 1937-1938 гг. по стране прокатилась волна жестоких массовых репрессий; она захватила и специалистов, работавших на оборону. В марте 1938 г. попал за решетку один из ведущих специалистов в области реактивной техники – Валентин Петрович Глушко, а в конце июня – Сергей Павлович Королев (Королев пробыл в тюрьмах и на Колыме землекопом до 1944 г.). В 1937 г. арестовали Андрея Николаевича Туполева – знаменитого авиаконструктора. В заключении он провел 1367 дней (почти 4 года), часть из которых работал в «шараге» - тюрьме для талантов, которая называлась «Особое техническое бюро…». Рядом с ним за решеткой трудились люди, большинство из которых были лидерами мирового масштаба: ученые-теоретики, конструкторы пушек, создатели танков, самолетов, боевых кораблей. В этих условиях А. Н.Туполев с коллегами и создавал для фронта свой знаменитый пикирующий бомбардировщик Ту-2!

Слайд. Музык. фон «Катюша»
Перед войной группа наших ученых
создала новую артиллерийскую установку –
реактивную, которая обеспечивала мощный
массированный огонь; ее называли любовно
«катюша». Установке не требовался длин-
ный орудийный ствол из высококачествен-
ной стали; она была экономичной; малога-
баритной и монтировалась на автомобиле,
что обеспечивало ее высокую маневрен-
ность.
В создании этого реактивного оружия уча-
ствовали ряд ученых и конструкторов:
Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев, Б. С. Петропавловский, Г. Э. Лангемак, И. Т. Клейменов и многие другие. К началу войны были разработаны не только боевые ракеты, но и пороха к ним, а также пусковые системы.
Новое оружие впервые было применено в бою 14 июля 1941 г. батареей капитана
А. И. Флерова вблизи белорусской железнодорожной станции Орша. Горели не только танки и машины противника, горела и земля; врага охватили ужас и паника
Наши очевидцы рассказывали, что сердце переполняли радость и гордость за творцов этого грозного оружия!

6
Но души многих наших соотечественников сжимались от горя, когда они узнавали или вспоминали, что в ноябре 1937 г. «отцы» знаменитой «катюши»- Георгий Эри
хович Лангемак и Иван Терентьевич Клейменов были арестованы и через два месяца приговорены к расстрелу. Вскоре отрасль «потеряла» ещё одного ведущего специалиста – В. П. Глушко (он был посажен в тюрьму). Работы по ракетной технике затормозились. В результате реактивная артиллерия смогла выступать в
военных операциях как мощное и широкомасштабное средство подавления врага
лишь с лета 1944 г.
Мы назвали только два эпизода из длинного трагического ряда. А ведь этот список
в какай-то мере определил собою ничем не оправданные массовые потери наших людей на фронтах Великой Отечественной войны. «… Как подсчитать те похоронки, которые пришли в наши дома, избы, хаты, юрты и сакли именно потому, что за решеткой сидели авиаконструктор Туполев, ракетчик Королев, ме-
ханик Некрасов, теплотехник Стечкин, артиллерист Беркалов, радист Берг…Свет-лейшие умы, мозг нации…»
Раскрывая эту тему, нельзя не сказать о том, какая лавина страшных карательных мер обрушилась на наших ведущих военных специалистов: с мая 1937 г. по сентябрь 1938 г. 40 тыс. человек командного состава были репрессированы, из 85 крупных военноначальников на свободе остались только 7!
Страница четвертая Слайд. Муз. Фон.
«Как отечественные физики спасали флот».
Фашисты понимали, какую ценность для государства представляет его флот. Он нужен для охраны границ, торговли. Его создание и воссоздание вследствие гибе-
ли требует больших средств и времени, развитой промышленной базы; оно практически невозможно в условиях войны. Потому один из первых и жесточайших ударов врага был обрушен именно на Военно-Морской флот нашей
страны. Фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего флота неожи-
данным мощным ударом, а другую – «запереть» на морских базах, перекрыв выхо-
ход с них с помощью мин разной конструкции (в том числе новейшей), а затем ли-
квидировать. Мины были секретным и грозным оружием врага. Не дожидаясь на-
чала военных действий, фашисты приступили к установке мин и минных заграж-
дений всюду, где это было возможно и целесообразно: в бухтах Севастополя, у
Очакова, Одессы и Феодосии, на подходох к Таллину и Кронштадту, вблизи Мур-
манска и Архангельска, в Рижском заливе. Тем самым угроза уничтожения нашего флота реальностью. Возник вопрос: «Что делать, как быть?»
Удалось обнаружить, что новые мины – магнитные: они приводились в действие магнитным полем проходящего вблизи корабля. Конструкция мин была
засекречена рядом технических мер, не «позволявших» ей попасть в руки против-
ника и вскрыть устройство. Потом удалось выяснить, что магнитное поле прохо-
дящего корабля «улавливал» специальный прибор, он же управлял ее взрывателем
Стало ясно, что помочь флоту могут только высококвалифицированные научные
специалисты.
Еще до войны в ленинградском Физико-техническом институте под руководством

7
профессора А. П. Александрова группа ученых (Б. А.Гаев, П. Г. Степанов, В. Р.и А. Р. Регели, Ю. С. Лазуркин) начала исследования, направленные на уменьшение
возможности поражения кораблей магнитными минами. В процессе их был создан
обмоточный метод размагничивания кораблей.

Заключался он в следующем. Из специального кабеля
делали большую петлю, которую клали на палубу
или подвешивали с наружной стороны бортов.
По петле пропускали электрический ток, который
создавал вокруг корабля искусственное магнитное поле.
Замысел ученых заключался в том, чтобы это поле
было противоположно по направлению собственному
магнитному полю. После сложения обоих полей ре-
зультирующее магнитное поле корабля становилось
незначительным и не вызывало срабатывания магнит-
ной мины.
Через 5 дней после начала военных действий (27 июня
1941 г.) пришел приказ об организации бригад по срочной установке размагничи-
вающих устройств на всех кораблях флота. Научным руководителем работ назна-
чили физика А. П. Александрова. В одну из бригад добровольцем пошел физик,
профессор И. В. Курчатов. Все трудились круглосуточно, в сложных условиях:
зачастую под бомбежками и обстрелом, при нехватке специалистов, кабеля и оборудования. Уже к августу 1941 г. специалисты защитили от магнитных мин
врага основную часть боевых кораблей на всех флотах и флотилиях.
Это была серьезная победа научных знаний и практического мастерства!
Позднее был разработан другой вариант методики: безобмоточный метод размагничивания кораблей.
Научный подход и знания помогли сохранить для Родины сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней.
В апреле 1942 г. группе сотрудников ленинградского Физтеха и военных моряков за эту работу была присуждена Государственная пре-мия первой степени.
В Севастополе для увековечивания памяти о подвиге ученых по спасе-
нию в годы Великой Отечественной войны наших кораблей от мин установлен памятник. В центре памятника надпись:
«Здесь в 1941 г. в сражающемся Севастополе группой ученых под
руководством А. П. Александрова и И. В. Курчатова были проведены первые в стране успешные опыты размагничивания ко-
раблей Черноморского флота».

Страница пятая. Слайд. Муз. фон.
«Этот день все приближали как могли».

8
Будем вести речь, прежде всего, о работах ученых, деятелей техники, рядовых
научных сотрудниках.


Осажденный врагом город на Неве – Ленинград (Санкт – Петербург). Жестокие
бомбежки, разрывы снарядов, отсутствие продовольствия, нормы хлеба сокраще-
ны до 250 г рабочим и 125 г служащим. Вдумайтесь в эти числа! Ощутите весь
ужас того, что стоит за ними: голод, смерть…
А судьба посылала жителям города новое тяжелое испытание: ударили морозы, в
начале января 1942 г. они доходили до – 35 ◦ С. Полностью замерз водопровод,
вышла из строя канализация, не работало центральное отопление, подача электро-
энергии была строго лимитирована, остановился городской транспорт. Но город
жил, трудился! И все это совершалось усилием воли! Моральный дух ленинград-
цев, людей науки, был необычайно крепок. Научное дерзание, смелая ини-
циатива - вот что было характерно для них.
В истории обороны Ленинграда и деятельности ленинградских ученых есть
много достойных восхищения эпизодов. Остановимся только на одном, который
связан с «Дорогой жизни»; он занимает одно из почетных мест в ее летописи.
По льду замерзшего Лодожского озера была проложена автотрасса, связав-
шая окруженный врагом город с Большой землей. От нее зависела жизнь осажден-
ного Ленинграда: она давала возможность эвакуировать из города больных и ране-
ных, завести продовольствие, оружие, боеприпасы. Вскоре выявилось странное
обстоятельство: когда нагруженные грузовики ехали в Ленинград, лед выдержи-
вал, а на обратном пути более легкие машины с больными, голодными, почти не-
сомыми людьми проваливались под лед. Перед учеными была поставлена задача:
выяснить, в чем дело, и дать рекомендации, избавляющие от аварий.
Научный сотрудник ленинградского Физико – технического института Павел Павлович Кобеко попросил поручить ему изучение этого вопроса. Он раз-
работал методику регистрации колебаний льда в разных условиях. Надо было

9
создать аппаратуру, которая могла бы фиксировать все то, что происходит со льдом в разную погоду под влиянием различных статических и динамических нагрузок, причем регистрировать быстро, непрерывно и автоматически.
Ученый быстро создал проект такой аппаратуры. С трудом, проявляя чудеса изо-
бретательности, нашли материалы для изготовления приборов, создали аппаратуру и установили ее вдоль дороги на кромке льда. Исследования проходи-
ли в темноте, под обстрелом, на ветру в тридцатиградусную стужу; их вела группа
голодных сотрудников Физтеха: изучали пластическую деформацию и вязкость
льда, его проломы, способность выдерживать нагрузки, изменение амплитуды
колебаний, вызванных ветром, динамические деформации под влиянием нагрузок,
суточные естественные колебания ледяной толщи и другие параметры.
Все это выявило ряд закономерностей:
1. степень деформации льда зависит от скорости движения транспорта – это был главный вывод;
2. критической оказалась скорость, близкая к 35 км/ч;
3. большое значение имела интерференция волн сотрясения, возникающая при встрече двух машин или при обгоне: сложение амплитуд колебаний вызы-
вало разрушение льда;
4.особенно опасной становилась ситуация, когда транспорт шел со скоростью,
близкой к скорости распространения ледовой волны; в этом случае даже
одна машина могла вызвать резонанс и разрушение ледяного покрова.
На основе полученных результатов ученые выработали правила безопасного дви-
жения по ладожской трассе, составили таблицы и формулы для расчета допусти-
мой скорости передвижения с разными грузами. Эти таблицы и правила были напечатаны, размножены и строго соблюдались на всем фронте.
Ледовые аварии прекратились, «Дорога жизни» функционировала.

• Расширить выпуск самолетов, танков, боеприпасов, для изготовления которых требовалось много жидкого кислорода, помогли работы физика, академика П. Л. Капицы. Взяв за основу холодильный цикл низкого давления, он создал кислородную установку, для действия которой требо-
валось в сотни раз меньшее сжатие воздуха, чем обычно. Ее производитель-
ность (2 т/ч) в 4-6 раз превышала производительность существующих уста-
новок.
• Академик В. А. Трапезников сконструировал автомат для точного развеши-
вания пороха, которым наполняли гильзы снарядов; этот автомат заменял
16 рабочих. Его другой автомат (предназначенный для обмера гильз), выпо-
лнял работу 30 рабочих.
• Много сотен тысяч сделанных артиллерийских снарядов, считавшихся браком, были признаны годными после их проверки физиками Я. С. Шуром
и С. В. Вонсовским при помощи магнитного дефектоскопа. Брак оказался
ложным; ученым удалось сэкономить для страны дефицитный труд и мате-
риалы.
• Оптические методы контроля продукции, предложенные физиками и внедренные на десятках оборонных заводов, сокращали время на проведе-

10
ние анализов в 25 раз, а расход реактивов уменьшали в 20 раз.
• Для улучшения реактивного оружия, в то время еще очень несовершенного,
работы вели в двух направлениях: модернизировали ракеты,снаряды и конструировали новые пусковые устройства.
В результате сделали 24-зарядную установку, смонтированную на шасси легких танков (работа группы специалистов во главе с В. А. Тимофеевым);
был выяснен (благодаря трудам ученых Института химической физики профессо-
ров Я. Б. Зельдовича и Ю. Б. Харитона) механизм горения топлива в реактивном снаряде. Эти работы помогли перейти к употреблению более дешевых пороховых смесей;
этим ученым удалось добиться увеличения дальности полета реактивного снаряда,
большей «кучности» полета снарядов;
создать вращающиеся реактивные снаряды, что позволило увеличить «кучность»
огня в 3 раза, а площадь рассеивания снарядов уменьшить в 7 раз!

• Астрономический институт Академии наук, находившийся в окруженном
Врагом городе на Неве, по заказу главного штурмана Военно-Воздушных Сил составлял «Большой астрономический ежегодник» на 1943, 1944, 1945 гг., который нужен был авиации для прокладки курсов самолетов и штурманских расчетов. Ежегодник создавался под руководством профессора
И. Д. Жонгловича рабочей группой, в составе которой было много женщин –
Е. С. Иванова, А. С. Мошкова, О. А. Готт, Б. К. Коба и другие. Они вели расчеты координат Солнца и Луны на моменты их восхода и захода, приме-
нительно к каждому дню года. Работы требовали больших знаний и были сложными. Часть их женщины по собственному почину выполнили безвоз-
мездно как вклад в оборону страны. В блокадном Ленинграде не было элек-
троэнергии, поэтому все сложнейшие расчеты были сделаны вручную! И очень точно и быстро!
Хотя наша страна располагала значительно меньшей военно – промыш-
ленной базой, чем противник, она во второй половине войны превзошла врага в производстве военной техники:
по орудиям – более чем в 2 раза;
по танкам и самоходным артиллерийским установкам (САУ)-почти
в 2 раза,
по самолетам – в 1,7 раза,
по автоматам и минометам – в 5 раз!
Наша промышленность выпустила за годы войны 137 тыс. самолетов, 104 тыс. танков и САУ, 488 тыс. орудий.
В январе 1945 г. мы имели в 2,8 раза больше танков и САУ, чем гитлеровцы, в 7, 4
раза больше самолетов!
В ходе войны было проведено не просто оснащение техникой нашей армии, но и ее полное перевооружение; таких фактов история до этого не знала!


11
Жаль, бесконечно жаль , что это произошло с большим опозданием Слайд. Муз. фон.

Поэтому
За этот мир платили мы в боях
Ценой немалою, большой ценою

Поэтому День Победы – «праздник со слезами на глазах».
Страница последняя. «Вместо эпилога…»
.
Сейчас, по прошествии более шести десятилетий с момента окончания войны, это событие и сама война лучше видятся с далекого расстояния, о них много написано, многое осмыслено.
Думается: справедливо считать, что салют Победы, состоявшийся 9 мая 1945г., славил подвиг всех людей страны – тех,
кто с оружием в руках в смертельной схватке с врагом отстоял свободу и независимость нашей Отчизны,
кто варил сталь, изготовлял снаряды, строил танки и самолеты, кто делал оружие Победы,
кто, не жалея сил, день и ночь трудился в тылу на благо фронта,
кто создавал вооружение – ученых, конструкторов, исследователей, деяте-
лей техники. Это благодаря их труду, знаниям, практическому опыту и полету творческой мысли рождались в небывало короткие сроки проекты новой боевой техники, призванной громить врага и совершенствовалась техника, уже имевша-
яся.
Страна салютовала
всем своим гражданам: ведь это их неимоверными усилиями
была завоевана великая Победа.
Она салютовала нравственному подвигу народа, выстоявшему в жесточайшей длительной борьбе и вышедшему из нее победителем.

… Стихотворение Виктора Гусева «Пою тебе, страна моя».
Я русский человек, и русская природа
Любезна мне и я ее пою.
Я русский человек, сын
своего народа,
Я с гордостью смотрю на
Родину мою.

12
В годину бед она всегда
бывала
Единой, несгибаемой,
стальной,
Врагу навстречу Русь моя
вставала
Одной дружиной, грозною
стеной.
И по призыву Дмитрия
Донского,

По зову Минина она шагала
в бой.
Не зная страха, гордо
и сурово
Вздымая знамя славы
над собой.
Так и теперь страна
моя родная,
В годину бурь, в огне,
в дыму войны,
Так и теперь от края
и до края
На смертный бой идут
твои сыны.
И дело чести, права
и свободы
Они в жестоком отстоят
бою.
Я русский человек, сын
своего народа,
Я с гордостью гляжу
на Родину мою.

Быть патриотом…

Быть патриотом…Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно

13

Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять.
Быть лучшей частью русского народа,
Которую никто не смог подмять.
И если это в сердце утвердится
Тех, кто за партой нынешней сидит,
Учитель, можешь ты гордиться –
Твой век земной не зря тобой прожит!


Дополнительная информация о материале:
Автор материала: Стеблей Лилия Васильевна
Добавлен:
14.05.2012, 10:54

Просмотров: 2387; Загрузок: 121; Комментарии: 1; Рейтинг: 0.0/0



Скачать бесплатно можно ниже по ссылке.
Ссылка для скачивания будет видна зарегистрированным пользователям! Пройдите бесплатную регистрацию или авторизуйтесь .
Если Вы не хотите проходить процедуру бесплатной регистрации, тогда нажмите на рекламную ссылку и Вам станет доступна ссылка для скачивания прямо сейчас!

Рекламная ссылка:

Заказать сертификат качества вашего сайта!

Категория материала: Физика/Астрономия
Добавил: lilija


Помощь:
Добавить свою методическую разработку!
Получить свидетельство о публикации!
Обратиться в Службу Поддержки



добавить на Яндекс



Теги: Физика/Астрономия

Автор материала ждет Ваших комментариев! Оставьте свой отзыв прямо сейчас!

Всего комментариев: 1
[ссылка]
0  
1 tsarnik2   (24.07.2012 16:26) [Материал]
Интересная информация. Спасибо. Фролов Н.А.







Свежие методические разработки


-Сценарий мероприятия по теме "Посвящение в пятиклассники" для 5 кл.

-Задачи и специфика работы концертмейстера в ДШИ

-Презентация по татарскому языку на тему: “Сүз төркемнәре. Части речи.”

-Конспект урока- практимума технологии в 7 классе

-Сценарий спортивного праздника "Папа, мам, я - спортивная семья".6-7 лет

-Тематическое планирование по технологии для 7-х классов (неделимый класс)

-Тематическое планирование по технологии для 6-х классов (неделимый класс)

-Тематическое планирование по технологии для 5-х классов (неделимый класс)

-Презентация по химии на тему: "Гибридизация атомных орбиталей", 10 класс

-викторина по английскому языку "Do you know English-speaking countries?"

-Конспект урока по теме "Один день англичанина в Париже", 5 класс

-Шаблоны для презентаций "Полевые цветы"

-Исследовательская работа Самарский край в жизни и творчестве А.Толстого

-Методическая разработка занятия по психологии на тему "Конфликт и конфликтная ситуация" для студентов СПО

-Шаблоны для презентаций-3 Солнечные


Перейти к остальным »

ИНФОРМАЦИЯ

А знаете ли Вы, что зарегистрированные пользователи видят в 5 раз меньше рекламы на нашем сайте?

КАБИНЕТ


Логин:
Пароль:

РЕКЛАМА


ИНФОРМАЦИЯ

Легкая версия нашего сайта для мобильных устройств (ограниченный функционал)
fossa.net.ru/pda


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ:


Какие сегодня праздники?



Спонсор страницы:

ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА






Вверх
Мы рекомендуем почитать ↓
Здесь будет полезная информация. Наш ресурс проходит процедуру реорганизации.
© 2008-2013 VCF Образовательно-просветительский портал "ФОССА".
Копирование материалов возможно только при разрешении администрации сайта.
Сообщить о незаконном использовании материалов.

Яндекс цитирования   
Отзывы и предложение по работе портала оставляйте <<здесь>>
Если у вас возникли тех.проблемы, обращайтесь <<сюда>>

Пользовательское соглашение | Документы | О проекте | Ваш вклад | Баннеры | Реклама на портале | Служба Поддержки
Sitemap