Описание материала: Урок русского языка по теме: «Упражнение в написании личных окончаний глаголов». Учитель: Климантова Ольга Александровна. МОУ ЛСОШ 1 г. Луховицы Московской области. Цели урока: 1.развитие умения распознавать спряжение глагола; 2.формирование умения рассуждать при написании личных окончаний глаголов; 3.воспитание бережного отношения к природе. Организационный момент (релаксация). ( Картинка «Весна. Первая зелень», музыка «Пение птиц»). - В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. И пусть сегодня каждый его лучик несёт к вам не только тепло и свет, нежность и ласку, но и уверенность в себе и в своих знаниях. Работа по теме урока. 1. Синтаксический разбор предложения. ( Один ученик работает у доски, двое на дополнительных карточках, остальные – в тетрадях). Яркий луч солнца пригрел бабочку на лесной полянке. (Дополнительные вопросы для постановки отметки) - Какие части речи ты знаешь? - Назови служебные части речи. А самостоятельные? 2.Повторение частей речи. (Дети самостоятельно записывают части речи в три столбика под диктовку учителя) сущ. прилаг. гл. улыбка радостные побежали берёзки чудесный зазеленеют травка прелестная прилетают Задание: найти орфограмму, прокомментировать и придумать по одному своему слову на каждое правило. Проверка. Вывод: - Что такое глагол? - Как изменяются глаголы? - Составьте устно по одному предложению с каждым из них. 3. Сообщение темы и целей урока. - Сегодня мы будем повторять всё, что знаем о глаголе и поупражняемся в написании личных окончаний глаголов. 4.Коллективная работа. (На доске стихотворение). Прошли дожди, апрель тепле.т, Всю ночь туман, а поутру Весенний воздух точно мле.т И мягкой дымкою сине.т В далёких просеках в бору. И тихо дремл.т бор зелёный, И в серебре лесных озёр Ещё свежее сосен кроны И нежных лиственниц узор. (И.Бунин). - В каком лице употреблены глаголы? - Какие окончания следует написать? (правило). Задание: записать данные глаголы во 2 лице единственного числа. (Проверка, вывод). 5.Работа на карточках. Апрель – второй месяц весны. Глубоко и свободно дыш.т в лесу солнечные пригорки. Первые стрелочки зелёной травы прореза.т утреннюю землю. В апреле сход.тся весна и зима. То целый день свет.т солнце, то ду.т холодный ветер. Всё движ.тся, дыш.т, начина.т расти. Прилета.т жаворонки, утки, журавли. День всё прибыва.т и прибыва.т. (Работа над текстом в сопровождении картинки). - О каком месяце вы прчитали? - Какие приметы апреля услышали? Задание: выписать глаголы в два столбика по спряжениям, уметь доказать, почему именно так вы записали. (Проверка фронтальная с объяснением). Вывод. Правило. 6. Работа с пословицами(Музыка П.И.Чайковского «Апрель»). - С незапамятных времён существуют в нашем языке пословицы и поговорки. Они приучают нас к краткости и простоте речи. Жизнь отбирает для них самые точные слова. Шлифует силу мысли. Пословица расскажет, как жил народ, подскажет, как нужно поступить. Не зря в народе говорят: « Апрель сипит, да ду.т, Бабам тепло сул.т; А мужик глядит: - Что-то будет?» (На доске записаны пословицы). Апрель ленивого не люб.т, проворного приголуб.т. В апреле земля пре.т. Весной час упуст.шь, годом не наверста.шь. - Как вы понимаете смысл? Задание: Выписать глаголы, разобрать их по составу, указать спряжение. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях). Дополнительное задание: записать слова «таять», «растаять». - Чем они отличаются, чем похожи? - Образуй от каждого слова настоящее, прошедшее и будущее время. 7. Самостоятельная работа. (От данных глаголов в неопределённой форме образовать глаголы 3 лица единственного числа и 3 лица множественного числа). Полоть, слышать, сеять, гнать, рубить. (Все работают самостоятельно, 2 учащихся получают подобное индивидуальное задание). Вывод. Правило о глаголах - исключениях. 8.Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени. (Через графопроектор высвечиваются глаголы). Нач.ли, вер.ли, помн.ли, се.ли, вид.ли, зан.ли, стро.ли. - В каком времени употреблены глаголы? - Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать суффиксы? (Устное комментирование). 9.Морфологический разбор глагола. - Разобрать последний глагол, как часть речи. (Фронтальная проверка). 10.Работа по развитию речи. - Приятно подышать весенним чистым воздухом, полюбоваться белыми, стройными фигурами берёз на нежном голубом фоне неба (картина). Весной у берёзы начинается сокодвижение, и люди часто причиняют дереву боль. Задание: используя опорные слова составьте 3 – 4 предложения на тему «Помоги берёзе». Ранить, течь, залечить, перестанет, будет жить. ( собирая сок, люди могут ранить берёзу. Сок из раны будет течь, и дерево погибнет. Рану можно залечить, замазав её глиной. Сок течь перестанет, а берёзка будет жить очень долго). 11. Воспитательный момент урока. - Мы хотим, чтоб птицы пели, Чтобы солнце землю грело, Чтоб берёзка зеленела. 12. Итог урока. (Работа с учебником с.115 № 512 – устные ответы на вопросе о глаголе). 13. Домашнее задание(с.116 № 514). 14.Оценивание учащихся.
Дополнительная информация о материале: Автор материала: Добавлен: 08.04.2012, 09:52 Просмотров:968; Загрузок:142; Комментарии: 2; Рейтинг:0.0/0
Если Вы не хотите проходить процедуру бесплатной регистрации, тогда нажмите на рекламную ссылку и Вам станет доступна ссылка для скачивания прямо сейчас!