Описание материала: Внеклассное мероприятие по теме «Фразеология». Цель урока: повторение с учащимися с тему «Фразеология» Задачи урока: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; показать учащимся синонимию фразеологизмов; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями.
Навигация в презентации: Ученик передвигается от пункта к пункту по щелчку (щёлкаем по самому мальчику). Переход к заданиям осуществляется по щелчку на картинку На третьем слайде звучит песня из уроков «Радионяни» о крылатых словах.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята. Мы познакомились еще с одним разделом науки о языке – фразеологией. Мы узнали, что такое фразеологизмы, научились отличать их от других сочетаний слов, а также употреблять в речи. На сегодняшнем мероприятии вы откроете для себя большое количество неизвестных вам прежде фразеологизмов. Мы с вами отправляемся в путешествие по деревне «Фразеология», а поможет нам в этом ученик Яков. 2. Начало путешествия. 3. Знакомство с маршрутом Слайд № 2 и выполнение заданий. Давайте вспомним, а что такое фразеологизмы. Слайд № 3
Узнай фразеологизм по картинке Команды по очереди угадывают фразеологизм. Если команда не угадала, то противники могут заработать дополнительное очко.
Замените данные фразеологические сочетания одним словом Команда № 1 Команда № 2 1) делать из мухи слона, 1) надуть губы 2) кровь с молоком, 2) зарубить на носу, 3) мозолить глаза, 3) куры не клюют 4)как две капли воды 4) идти ко дну, 5) бить баклуши, 5) не покладая рук, 6) набрать в рот воды, 6) в один голос, 7) семи пядей во лбу 7) в час по чайной ложке
Фразеологический тест СЛАЙД 10 Зарубить на 1. Носу 2. Пальце 3. Лбу С гулькин 1. Рот 2. Нос 3. Лоб Держать уши на 1. Затылке 2. Макушке 3. Верхушке Хлопать 1. Руками 2. Глазами 3. Ушами На мокром месте 1. Ноги 2. Глаза 3. Губы Положить на полку 1. Глаза 2. Зубы 3. Губы
Закончите фразеологизм Команда № 1 Команда № 2
без задних …; брать себя в…; бросать слова на …; взять голыми …; водить за …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; гроша медного не …; днём с огнём не …; палец о палец не … ; работать спустя …
Угадай - ка Команда № 1
Её заваривают, затевая какое- нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; Её не сварить с тем, с кем трудно сговориться; Её просит рваная обувь; Она в голове у вечных путаников. Команда № 2 Её толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; Её набирают в рот, когда молчат; Ею нельзя разлить неразлучных друзей; В неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими. Команда № 1 Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дёргают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. Команда № 2 Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит Найди синоним. /Задание распечатано на листочках. Работа выполняется на время/
Растолкуй значение фразеологического оборота. /Конкурс капитанов. На помощь капитанам может привлекаться команда/ Семь пятниц на неделе Коломенская верста После дождичка в четверг Муки Тантала Сизифов труд Дары данайцев
Интернет - ресурсы http://lib.rus.ec/i/75/159975/i_003.jpg сказочные герои http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp080/rabot/04/3.gif фразеологизм http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/2000000/1218000/1217879-3659dcac6c47e373.jpg фразеологизмы http://malenkayastrana.ucoz.com/b-vorona.gif белая ворона http://malenkayastrana.ucoz.com/index/frazeologizmy/0-35 фразеологизмы в картинках http://teachermorozova.narod2.ru/uroki_russkogo_yazika/scrn_big_1.jpg?rand=48102799269399 Наврать с три короба http://malenkayastrana.ucoz.com/kasha.gif заварить кашу http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/126/125184/125184_html_m7bcfeee5.jpg спустя рукава http://dennimm.narod.ru/versta1.jpg верста коломенская http://nsc.1september.ru/2007/11/1.jpg пуд соли http://festival.1september.ru/files/articles/59/5979/597978/4.jpg водить за нос http://festival.1september.ru/files/articles/59/5979/597978/2.jpg водой не разольёшь http://chudinov.ru/wp-content/uploads/2008/06/sviaz3.jpg вывести на чистую воду http://dennimm.narod.ru/patnica1.jpg семь пятниц http://dennimm.narod.ru/perun.jpg после дождичка http://dennimm.narod.ru/danaycy.jpg дары данайцев http://dennimm.narod.ru/sizif1.jpg Сизифов труд http://dennimm.narod.ru/tantal1.jpg муки Тантала http://i035.radikal.ru/1108/0e/9e58b14f835e.jpg фразеологизмы о языке http://bezzabot.3dn.ru/_nw/3/25058980.jpg обложка фразеологического словаря для детей. http://pyat-pyat.ru/slovar_krylatye.html словарь «Крылатые выражения» http://allforchildren.ru/kidfun/phrase37.php детский фразеологический словарь http://main1.edusite.ru/images/p29_1zh.jpg Вперёд! К знаниям! http://zhenya-krikunoff.narod2.ru/informatsiya_dlya_abiturienta/uchenik.jpg ученик http://www.zateevo.ru/images/map.jpg карта деревни
Дополнительная информация о материале: Автор материала: Окунева Наталья Фёдоровна Добавлен: 23.01.2012, 12:29 Просмотров:1693; Загрузок:270; Комментарии: 5; Рейтинг:1.5/2
Если Вы не хотите проходить процедуру бесплатной регистрации, тогда нажмите на рекламную ссылку и Вам станет доступна ссылка для скачивания прямо сейчас!
Согласна с автором первого комментария. Сейчас, когда интерес к чтению упал, дети зачастую не понимают значение фразеологизмов. Подобные мероприятия способствуют не буквальному, а глубокому пониманию фразеологизмов. Еще меня поразил представленный автором подробный список интернет-ресурсов. Огромное спасибо за материал!.
Татьяна Борисовна! Спасибо за внимание к моей работе, за комментарий. А Вы знаете, в чём-то я с Вами согласна: деревня - это как-то мелковато. Но ведь это легко может исправить любой словесник. Очень рада, что остальное Вы оценили объективно Ещё раз спасибо! С уважением, Наталья Фёдоровна.
Мне тема "Фразеология" в курсе русского языка нравилась всегда. А в этой разработке по душе пришлась необычная форма урока - путешествие по деревне "Фразеология". Правда, как-то немножко обидно стало за деревню. Я бы назвала княжеством или королевством. Ну, да не это главное. Остальной материал - это настоящий кладезь знаний по данной теме как для учителя, так и для его учеников. Поразило многообразие заданий во время занятия. Большое спасибо за такую разработку!