Описание материала: Леончик И.А., МБОУ Багаевская СОШ №2
Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Тема урока: Обобщение знаний о падежах. («Школа 2100»)
Цель: обобщение знаний по данной теме. Формирование УУД: • коммуникативных универсальных учебных действий (работа в парах, группах, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения, оказывать взаимопомощь); • регулятивных универсальных учебных действий (ставить цель, учиться работать по плану, осуществлять оценку результативности); • познавательных универсальных учебных действий (пользоваться словарями, находить в них нужные сведения, осознавать познавательную задачу, слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, проводить анализ, сравнение); • личностных универсальных учебных действий (уважительное отношение к иному мнению, положительное отношение к учебе и своим знаниям, развитие творческого воображения, бережное отношение к природе.) Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, карточки.
I. Организационный момент. Слайд. -С ошибкой справишься любой, Ведь рядом друг всегда с тобой! -Как вы понимаете смысл этого предложения? -Как друг может помочь справиться с ошибкой? -Как вы будете справляться? (найдем ошибку, ОПРЕДЕЛИМ ПРИЧИНУ, ИСПРАВИМ.) Тогда вперед! II. Актуализация знаний. Сообщение темы урока. Слайд. -Отгадайте грамматические загадки: «В немецком языке их 4,в венгерском- 22, в английском-2,а в русском-6. Каждый имеет свои вопросы.» -По этим словам определите тему сегодняшнего урока. -Какие задачи каждый поставит перед собой. - Да, правильно. Слайд Сегодня мы обобщим знания о падежах • Закрепить знания о падежах. • Развивать навыки грамотного письма. 1. Орфографическая пятиминутка. Слайд. (Историческая справка. "Это интересно») - Запишите число. 14 декабря 1812 года. - Посмотрите, пожалуйста, на дату, записанную на доске. - Кто знает, что произошло в этот день? (Армия Наполеона была изгнана с территории России). - В этом году вся Россия отмечала 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. (7 сентября состоялось сражение у села Бородино) - Нашествие Наполеона на Россию закончилось полным ее крахом. В декабре 1812 года фельдмаршал Кутузов сказал: « В..йна з..кончилась полным истреблением неприятеля, а рус..кий наро… стал спасителем Отечества.» 14 декабря 1812 года французы покинули территорию Россию. - Как вы понимаете это цитату. -Что вы знаете о М. И. Кутузове? Слайд - Кто такой Наполеон? Слайд (дети зачитывают историческую справку о Кутузове и Наполеоне) Задание: Спишите предложение, обозначьте орфограммы. К доске 3 ученика: o Синтаксический разбор предложения. o Фонетический разбор слова «народ» o Разбор слова по составу «русский» (морфемный разбор) Все остальные: запишите предложение, определите падеж им. существительных, вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.
2. Игра «Угадай падеж» -Запишите в тетради на одной строке названия падежей. • Добрый падеж, падеж давания. • Это инструментальный падеж, им творят, работают. • У этого падежа два вопроса, и оба чужие, на прокат. • Этим падежом обозначают имя человека. • Его называют « родительским». • А этот падеж помогает мечтать. Слайд: Д.п., Т.п., В.п., И.п., Р.п., П.п. -Проверьте по эталону, правильно ли вы записали падежи.
III. Теоретическая работа. Обобщение. Работа в группах. Слайд Русская кавалерия во время Отечественной войны 1812 года делилась на тяжелую (кирасиры и драгуны), и легкую (уланы, гусары и конные егеря). - Вы сейчас разделитесь на отделения, группы. А мы узнаем, какую разновидность войск вы представляете. - На первом этапе урока я проверю ваши теоретические знания. Работать будем по группам. Каждая группа должна будет ответить на мои вопросы. Ваша задача обсудить вопрос в группе, решить, кто будет отвечать, и дать ответ на вопрос. - Будьте внимательны! Таблица падежей Рабочая кнопка справа: в каком падеже существительные никогда не употребляются без предлогов. Д. В предложном.
IV. Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Слайд Во время войны 1812 года донские казаки тоже участвовали в сражении французами. -Кто руководил ими? - Правильно, казаки воевали под руководством знаменитого атамана Всевеликого войска Донского Матвея Ивановича Платова, они продемонстрировали невероятную храбрость и мужество в сражениях за страну, их знали и уважали все от мала до велика. (историческая справка про казаков, зачитывает ученик) - Перед вами пословицы, рассмотрите предложения, попробуйте сформулировать задание. (Выпишите словосочетания, определите падеж выделенных существительных)
Храбрость без ума Р.п. не дорого стоит. В бою П.п. нужна смекалка, отвага и закалка. Тот герой, кто за родину В.п. стоит горой. Опытному воину и река не мешает. За делом Т.п. и день пролетел незаметно. - Как вы понимаете эти пословицы? -Вы выполнили задание?
Слайд Взаимопроверка тетрадей. Проверка по эталону. -Кто выполнил без ошибок? -Какие умения вам помогли? Знания падежей, правильно уметь построить словосочетания. -Что не является словосочетанием?
V. Физминутка и зарядка для глаз - Служба солдата начинается со строевой подготовки. Давайте посмотрим, умеете ли вы выполнять строевые команды.
VI. Повторение изученного материала Слайд - Прочитайте стихотворение Инессы Агеевой Под селом Бородино Бой гремел давным-давно. Генерал-герой Кутузов Планы все сорвал французов. Сломлен был Наполеон, А потом и выгнан вон. Всем врагам на устрашенье, Чтобы знали наперёд – Враг в Россию не пройдёт. - Какие планы были у французов? - М.Ю Лермонтов писал: - Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? - Скажите, по чьей воле запылала Москва? - Мнения разошлись, поэтому к следующему уроку истории давайте решим эту проблему и узнаем, кто же сжег Москву?
I. Задание для второго ряда. - Запишите и определите падеж выделенных имен существительных, у вас на столах есть это стихотворение. (один человек проходит тест за компьютером)
II. Задание для первого ряда: разноуровневая самостоятельная работа. - Выберите задание, с которым можете справиться. III. Задание для третьего ряда: вы должны выполнить тест, выбрав правильный ответ. Все понятно? Выполняем работу. Проверка (собрать карточки и оценить ученика у компьютера)
VII. Рефлексия.
- Какие цели мы ставили на уроке? - А какие достигли? - Где в жизни могут пригодиться знания падежей? Где вы сможете применить их на практике? (Грамотно говорить, писать). -Почему война с французами называется Отечественной войной? - Потому, что на войну поднялся весь народ. - Против захватчиков поднялся весь российский народ. Везде и всюду враг встречал упорное сопротивление. Поэтому события 1812 года вошли в историю как Отечественная война, то есть справедливая война во имя свободы Родины. Слайд - А теперь, заполните таблицу о падежах, если вы согласны с утверждением, то напротив ставьте +, если сомневаетесь, то ? Утверждения Поставьте знак + или ? Я знаю падежи Я умею определять падеж имени существительного Я умею ставить существительное в нужный падеж Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже Я умею выписывать словосочетания и определить падеж существительного
- Вы довольны уроком? - Кому было трудно, легко, интересно?
-Как вы думаете, чем награждали за храбрость и мужество офицеров, генералов и солдат? - Сегодня вы тоже получаете медали за знания падежей!
VIII. Домашнее задание по выбору детей
1. Написать существительное ДРУГ во всех падежных формах, выделить окончания. 2. По желанию можете придумать сказку о любом падеже.
Дополнительная информация о материале: Автор материала: Добавлен: 15.02.2013, 19:09 Просмотров:1641; Загрузок:153; Комментарии: 1; Рейтинг:5.0/2
Если Вы не хотите проходить процедуру бесплатной регистрации, тогда нажмите на рекламную ссылку и Вам станет доступна ссылка для скачивания прямо сейчас!