Основной контент нашего ресурса предназначен для лиц старше 16 лет
Наш сайт на реконструкции. Приносим извинения 22222 33333
Здесь скоро будет новое удобное меню. Приносим извинения, сайт сейчас на реконструкции.



+Полное меню

ИНФОРМАЦИЯ






Загружается, подождите...

Главная » Файлы » Презентации, разработки уроков и т.п. » Математика

Конспект урока математики. Решение уравнений с модулем, 11 кл.

Описание материала:
Урок учителя математики МОУ СОШ № 1 Сурмалян Л.М.
Кущёвский район . Краснодарский край.
Можно проводить в 11 классе на уроке, на факультативном занятии или на элективном курсе по математике. Урок разработан для профильного класса, с расширенным изучением математики 6 часов(4ч +2ч) в неделю + 1час элективные курсы.

Тема: Решение уравнений с модулем.
Обучение- это ремесло,
использующее бесчисленное
количество маленьких трюков.

Цель урока: Формирование навыков решения уравнений с модулем,
рассмотреть различные способы решения уравнений с модулем;.
Формирование умения мыслить, наблюдать и делать выводы,
умения обобщать.
- развитие творческого мышления учащихся;
- развитие познавательной и творческой деятельности
- развитие культуры коллективного умственного труда .

Ход урока.
1). Организационный момент. (1 мин)

Ученикам сообщается тема урока (слайд №1), задачи. Обращается внимание на эпиграф.(слайд №2)
Учитель: Математику не зря называют «Царицей наук» Ей, больше, чем какой- либо другой науке, свойственны изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики - любознательность и многообразие форм и методов решения заданий различными способами. Постараемся доказать это на уроке.
2) Блочное повторение

а) устная работа. (слайд №3) (5 мин)
Решить уравнение lх - 3l = 5, значит найти все точки числовой оси, которые отстоят от точки координатой (3) на расстояние 5.

Ответ: -2; 8.
-2 и 8 – корни уравнения lх-3l=5
комментарий учителя (слайд №4)
Уравнения l х - а l = в, где в>0 допускают простую геометрическую интерпретацию.
Решить уравнение l х – 1 l = 3 – значит найти все точки числовой оси, которые отстоят от точки с координатой (1) на расстоянии 3.
Объясните, что значит , решить уравнение l х + 2 l = 3 ?
Ученик: (слайд №5) Решить уравнение l х + 2 l = 3 – значит найти все точки числовой оси, которые отстоят от точки с координатой (-2) на расстоянии 3.

б) учащиеся работают самостоятельно (3мин)

Учитель: Решите уравнения (слайд №6)
Решите уравнения: а) lх-4l=3 Ответ: а) 1; 7
б) lх+2l=7 б) 5; -9

в)Уравнения решаются учащимися устно. (3 мин)

Учащиеся комментируют:
1 уч. а) lх-4l=3
Решить данное уравнение, значит найти все точки числовой оси, которые отстоят от точки с координатой (4) на расстоянии 3. Такие точки имеют координаты (1); (7).


2 уч. lх+2l=7
Решить данное уравнение, значит найти все точки числовой оси, которые отстоят от точки с координатой (-2) на расстоянии 7. Такие точки имеют координаты (5); (-9).

Обобщение (2 мин)

Суть метода. (Слайд №7)
Учитель: Уравнения вида в1 lх-а1l + в2 lх-а2l + … + вп lх-апl = в,
где а1 < а2 < … < ап и в, в1, в2, … , вп Є R решается методом интервалов .
суть метода состоит в том , что точками а1 ,а2, … , ап . числовую ось делят на непересекающиеся промежутки знакопостоянства (-∞; а1 ), [а1; а2), … ,
[ап;+∞). Решают уравнение на каждом промежутке; совокупность решений на всех промежутках и составит решение исходного уравнения.

Работа учащихся (4 мин)

Предлагаю решить уравнение: lх-2l + lх+3l = 7 методом интервалов (Слайд №8)
По решенному уравнению на слайде один из учеников комментирует решение , учащиеся по желанию могут записать в тетрадь предложенное решение .
Решение: точками (2) и (-3) разделим числовую ось на промежутки
(-∞; -3 ), [-3; 2), [2;+∞) и решим уравнение на каждом из этих промежутков.
1) х<-3 -х+2-х-3=7
х =- 4
2) -3≤х<2 –х+2+х+3=7 решений нет
3) х≥2 х-2+х+3=7 х=3
Ответ: -4; 3

учащиеся работают самостоятельно и делают вывод(7мин)

Учитель: Предлагаю решить данное уравнение самостоятельно, а затем проверим ваше решение. (Слайд №9).
Пример: lх-5l – lх-2l = 3 учащиеся решают уравнение самостоятельно,
проверяется решение и ответ на слайде №9, (один из учеников, если это необходимо выходит и объясняет решение).

Решение: точками (2) и (5) разделим числовую ось на промежутки
(-∞; 2 ),[2; 5), [5;+∞) и решим уравнение на каждом из этих промежутков.
1) х<2 -х+5+х-2=3 0. х = 0 х<2.

2) 2≤х<5 –х+5-х+2=3 -2х = -4 х=2
3) х≥5 х-5-х+2=3 0. х=6 решений нет.

Ответ: (-∞; 2 ].
(Слайд №10).
Учитель: Уравнения Ix – aI + Ix – bI =c и Ix – aI - Ix – bI =c
имеют простую геометрическую интерпретацию. Вернемся к предыдущим уравнениям.

Другой способ решения данных уравнений (5мин)

(Слайд №11).
Решить уравнение Iх - 2I + Iх + 3I = 7 – это значит найти все точки на числовой оси Ох, для каждой из которых сумма расстояний до точек с координатами (2) и (-3) равна 7. Внутри отрезка таких точек нет, так как длина меньше семи, значит точки вне отрезка.
Заметим , что это точки (-4) и (3) х=-4 и х=3 корни уравнения
Ответ: -4; 3.
Учитель: Объясните решение уравнения с помощью геометрической интерпретации.
Один из учеников проговаривает решение, затем решение просматривается на слайде №12
Ученик:
Решить уравнение Iх - 5I - Iх - 2I = 3 – это значит найти все точки на числовой оси Ох, для каждой из которых разность расстояний от нее до точки с координатой (5) и расстояний от нее до точки с координатой (2) равнялось 3. Длина отрезка равна 3 следовательно любая точка левее (2) будет решением уравнения.
Ответ: x < 2.

Графический способ решения уравнений (5 мин)

Учитель : Сегодня на уроке мы рассмотрели два метода решения уравнений с модулем. Какой ещё способ решения уравнений вы знаете?
Ученики отвечают , что существует графический способ решения уравнений.
Учитель: Вы правы, весьма эффективен графический метод решения уравнений , содержащих модули.
Рассмотрим пример (Слайд №13).
I X – 1 I + I X – 2 I + I X – 3 I =2
Построим графики функций:
Y=I X – 1 I + I X – 3 I и Y= 2 - I X – 2 I
пересечение графиков точка (2;2)
Ответ: 2.

Решение, того же уравнения используя геометрическую интерпретацию(1 мин)

Учитель : Используя геометрическую интерпретацию, данное уравнение можно решить очень просто (рис на слайде №13)

– это значит найти все точки на числовой оси Ох, для каждой из которых сумма расстояний до точек с координатами (1) (2) и (3) равна 2. Такая точка одна, и находится внутри отрезка это (2).
Ответ: 2.

Вывод из пройденного. Итог урока (3 мин)

Учитель: Исходя, из решенных на уроке уравнений сделайте вывод. Где необходимо искать решение
Ученики делают вывод опираясь на рассмотренные случаи .
Учитель ещё раз проговаривает, и просматривают вывод на слайде №14; 15
(Слайд №14).

Обобщение.

 Если в уравнении Ix – aI + Ix – bI =c,
 Iа – bI <c, то решение надо искать вне отрезка [a;b];
 а если Ia – bI=c, то отрезок [a;b] будет решением уравнения;
 если Ia – bI>c, то уравнение решений иметь не будет.

(Слайд №15).
 Iа – bI = c, то при a < b, x > b
 Если в уравнении Ix – aI - Ix – bI =c,
a > b, x < b;
 если Ia – bI < c, то решений нет;
 если Ia – bI>c, то решение лежит внутри отрезка [a;b].

Домашнее задание (1 мин)

Учитель: Предлагаю для закрепления пройденного на уроке разноуровневую домашнюю работу, (учащиеся сами определяют для себя уровень сложности.)(предлагается на карточках)
(Слайд №16).

 IX + 3I + IX - 3I =6
 IX - 1I + IXI = 9
 IX - 3I + IX - 1I =3
 IX + 6I + IX + 4I =5

 IX - 1I – IX + 1I = 3
 I5 + XI – Iх – 8I = 13

 IX - 3I + 2IX + 1I =4
 IX - 4I + IX - 2I = IX+ 1I
 IX+1I +IX-2I+IX-5I=6


Дополнительная информация о материале:
Автор материала: Сурмалян Л.М http://конспект урока
Добавлен:
22.09.2011, 22:35

Просмотров: 1910; Загрузок: 126; Комментарии: 3; Рейтинг: 1.0/1



Скачать бесплатно можно ниже по ссылке.
Ссылка для скачивания будет видна зарегистрированным пользователям! Пройдите бесплатную регистрацию или авторизуйтесь .
Если Вы не хотите проходить процедуру бесплатной регистрации, тогда нажмите на рекламную ссылку и Вам станет доступна ссылка для скачивания прямо сейчас!

Рекламная ссылка:

Заказать сертификат качества вашего сайта!

Категория материала: Математика
Добавил: surmalyanludmila


Помощь:
Добавить свою методическую разработку!
Получить свидетельство о публикации!
Обратиться в Службу Поддержки



добавить на Яндекс



Теги: урока., конспект, null, модулем., уравнений, решение

Автор материала ждет Ваших комментариев! Оставьте свой отзыв прямо сейчас!

Всего комментариев: 3
[ссылка]
0  
3 Svetakai2009   (31.07.2013 21:31) [Материал]
Хороший материал. Спасибо.Вот только презентацию не вижу - где можно скачать? Подскажите, пожалуйста.

0  
2 irinka   (21.01.2012 22:47) [Материал]
Спасибо! Положила себе в копилку Вашу разработку.

0  
1 elena12   (09.10.2011 20:59) [Материал]
Большое спасибо! Тема очень важная и нужная. Интересная разработка. Можно использовать на уроке математики не только в 11 классе. Применение презентации даёт возможность сэкономить время на уроке и сделать его более интересным и насыщенным.







Свежие методические разработки


-Сценарий мероприятия по теме "Посвящение в пятиклассники" для 5 кл.

-Задачи и специфика работы концертмейстера в ДШИ

-Презентация по татарскому языку на тему: “Сүз төркемнәре. Части речи.”

-Конспект урока- практимума технологии в 7 классе

-Сценарий спортивного праздника "Папа, мам, я - спортивная семья".6-7 лет

-Тематическое планирование по технологии для 7-х классов (неделимый класс)

-Тематическое планирование по технологии для 6-х классов (неделимый класс)

-Тематическое планирование по технологии для 5-х классов (неделимый класс)

-Презентация по химии на тему: "Гибридизация атомных орбиталей", 10 класс

-викторина по английскому языку "Do you know English-speaking countries?"

-Конспект урока по теме "Один день англичанина в Париже", 5 класс

-Шаблоны для презентаций "Полевые цветы"

-Исследовательская работа Самарский край в жизни и творчестве А.Толстого

-Методическая разработка занятия по психологии на тему "Конфликт и конфликтная ситуация" для студентов СПО

-Шаблоны для презентаций-3 Солнечные


Перейти к остальным »

ИНФОРМАЦИЯ

А знаете ли Вы, что зарегистрированные пользователи видят в 5 раз меньше рекламы на нашем сайте?

КАБИНЕТ

РЕКЛАМА


ИНФОРМАЦИЯ

Легкая версия нашего сайта для мобильных устройств (ограниченный функционал)
fossa.net.ru/pda


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ:


Какие сегодня праздники?



Спонсор страницы:

ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА






Вверх
Мы рекомендуем почитать ↓
Здесь будет полезная информация. Наш ресурс проходит процедуру реорганизации.
© 2008-2013 VCF Образовательно-просветительский портал "ФОССА".
Копирование материалов возможно только при разрешении администрации сайта.
Сообщить о незаконном использовании материалов.

Яндекс цитирования   
Отзывы и предложение по работе портала оставляйте <<здесь>>
Если у вас возникли тех.проблемы, обращайтесь <<сюда>>

Пользовательское соглашение | Документы | О проекте | Ваш вклад | Баннеры | Реклама на портале | Служба Поддержки
Sitemap