Основной контент нашего ресурса предназначен для лиц старше 16 лет
Наш сайт на реконструкции. Приносим извинения 22222 33333
Здесь скоро будет новое удобное меню. Приносим извинения, сайт сейчас на реконструкции.



+Полное меню

ИНФОРМАЦИЯ






Загружается, подождите...

Главная » Файлы » Презентации, разработки уроков и т.п. » Психология

Детская одаренность

Описание материала:

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.


Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие.

Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.


Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.


Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и да-же не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.


Сохранение и развитие одаренности – это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.

Важной составляющей системы работы с одаренными детьми является осуществление мониторинга развития личности дошкольника. Выявление одаренных детей не должно являться самоцелью, превращаться в «охоту на таланты». Цели работы в данном направлении следует связывать с задачей обучения, воспитания, психолого-педагогической поддержки одаренных детей, в общем – с обеспечением условий для раскрытия, развития и реализации их способностей.


С детьми проводится комплексная диагностика, в которой, кроме них, принимают уча-стие их родители и воспитатели. Цель данной диагностики – составить банк данных о ребенке. Для этого используются тесты по определению личностных особенностей дошкольников, уровня мотивации учения, развития познавательной сферы, творческих способностей; анкеты для родителей и другие формы. В связи с этим проводится диагностика выявления склонностей ребенка.


Лист вопросов
Чем любишь заниматься?
• Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
• Слушать сказки, рассказы и др.
• Петь, музицировать.
• Заниматься физкультурой.
• Вместе с другими детьми выполнять различные поручения взрослых.
• Слушать рассказы о природе.
• Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
• Играть с конструктором.
• Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.
• Самостоятельно рисовать.
• Играть в спортивные, подвижные игры.
• Руководить играми детей.
• Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
• Слушать книги о технике (машинах, космических кораблях).
• Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
• Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
• Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
• Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
• Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки и др.).
• Убирать за собой книги, игрушки.
• Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
• Знакомиться с историей, посещать исторические музеи.
• Самостоятельно, без побуждения взрослых, заниматься различными видами художественного творчества.
• Смотреть спортивные телепередачи.
• Играть со сверстниками в различные коллективные игры.
• Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, лечить их.
Инструкция для детей: Ответы на вопросы помещайте в клетках. Если то, о чем говорится, вам не нравится - ставьте знак минус (–), если нравится – плюс (+), если очень нравится – два плюса (+ +).


Инструкция для родителей: Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагаются вопросы, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке запишите свое имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке минус (-), если нравится – плюс (+), если очень нравится – два плюса (++). Если по какой – либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.


Обработка результатов. Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
• математика и техника;
• гуманитарная сфера;
• художественная деятельность;
• физкультура и спорт;
• коммуникативные интересы;
• природа и естествознание;
• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются).


Как оценивать. Для оценки воспользуемся «методом полярных баллов». Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале. Но будьте внимательны! Оцениваем не так, как в школе: 5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения; 4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко; 3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; 2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности противоположное оцениваемому; 1 – четко выражено и четко проявляется свойство личности противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности; 0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

На основе полученных результатов происходит комплектация детей в творческие кружки. 
Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных дошкольных программах.

Подобная деятельность, ставящая детей в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели. 


Целью организации исследовательской деятельности одаренных детей является формирование у них познавательной активности.


Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умения работы с художественными и научными текстами.


Виды исследований, проводимых в детском саду:
- по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
- по месту проведения: на занятиях, в свободное от занятий время;
- по времени: кратковременные или долговременные;
- по теме: предметные, свободные.
Методы и приемы:
В процессе исследовательской работы используются следующие методы и приемы работы:
- изучение теоретических источников;
- наблюдение;
- поисковый эксперимент;
- описательный;
- анкетирование;
- интервьюирование.
Формы работы с одарёнными детьми в детском саду:
1. Занятия.
2. Декады научных знаний по всем разделам программы «Детство».
3. Театрализованные праздники, изобразительное искусство.
4. Зимняя и летняя «Здравиады» - спортивные праздники.
1. На занятиях воспитатели используют следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- работа в малых группах,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- творческие и нестандартные задания.


2. Одной из форм организации свободной деятельности детей, направленной, в частности, на раскрытие их творческого потенциала, являются декады научных знаний. При проведении декады научных знаний у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Дети с педагогами готовили и проводили КВН «Велик и могуч ты, русский язык», познавательную игру «В стране дорожных знаков», виртуальное путешествие в «Сказкоград».


3. Театрализованные праздники — особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию. Дошкольники подготовительных групп проводили праздники «8 Марта!», «Новый год», выступали с кукольными представлениями в младших группах. В детском саду разработана система поощрения победителей конкурсов разного уровня (призы, дипломы и грамоты, размещение фотографий детей на стенде «Вернисаж»).

Увлеченность искусством сама не рождается, она создается, программируется воспитателем. Существуют различные формы работы с ода-ренными детьми по изобразительному искусству в детском саду. Это, прежде всего при-влечение их к кружковой или студийной деятельности, организация персональных выста-вок, встречи с художниками, посещение выставок, участие в различных творческих кон-курсах. 

4. Важнейшей формой работы с одаренными детьми являются «Здравиады». Они способ-ствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей в области спорта. 
Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом.

Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.



Дополнительная информация о материале:
Автор материала: ЕрЁмина Ольга
Добавлен:
29.06.2011, 21:00

Просмотров: 1292; Загрузок: 1; Комментарии: 5; Рейтинг: 0.0/0



Скачать бесплатно можно ниже по ссылке.
Ссылка для скачивания будет видна зарегистрированным пользователям! Пройдите бесплатную регистрацию или авторизуйтесь .
Если Вы не хотите проходить процедуру бесплатной регистрации, тогда нажмите на рекламную ссылку и Вам станет доступна ссылка для скачивания прямо сейчас!

Рекламная ссылка:

Заказать сертификат качества вашего сайта!

Категория материала: Психология
Добавил: olvia147


Помощь:
Добавить свою методическую разработку!
Получить свидетельство о публикации!
Обратиться в Службу Поддержки



добавить на Яндекс



Теги: одаренность, статья, Детская одаренность

Автор материала ждет Ваших комментариев! Оставьте свой отзыв прямо сейчас!

Всего комментариев: 5
[ссылка]
0  
5 Namat   (12.01.2013 22:16) [Материал]
Спасибо за материал. Очень интересный. Пригодится в работе.

0  
4 salkowa14   (07.10.2011 23:03) [Материал]
Работа понравилась. Пригодится в работе. Спасибо.

0  
3 irinaorlenok   (01.10.2011 18:08) [Материал]
Уважаемая Ольга! Спасибо большое за материал. Попробую воспользоваться предложенной анкетой у нас в начальной школе. Вам же советую вести мониторинг результативности работы: изучать структуру интеллекта; отслеживать уровень умственного развития детей (ШТУР); отслеживать уровень развития творческого мышления: (методика П.Торранса); отслеживать успешность индивидуального роста и развития данных воспитанников.

0  
2 marta   (04.09.2011 15:24) [Материал]
Очень интересный материал!возьму на заметку методы диагностики! flower

0  
1 cittra69   (02.09.2011 07:16) [Материал]
Спасибо за материал! Что-то для себя обязательно возьму.







Свежие методические разработки


-Сценарий мероприятия по теме "Посвящение в пятиклассники" для 5 кл.

-Задачи и специфика работы концертмейстера в ДШИ

-Презентация по татарскому языку на тему: “Сүз төркемнәре. Части речи.”

-Конспект урока- практимума технологии в 7 классе

-Сценарий спортивного праздника "Папа, мам, я - спортивная семья".6-7 лет

-Тематическое планирование по технологии для 7-х классов (неделимый класс)

-Тематическое планирование по технологии для 6-х классов (неделимый класс)

-Тематическое планирование по технологии для 5-х классов (неделимый класс)

-Презентация по химии на тему: "Гибридизация атомных орбиталей", 10 класс

-викторина по английскому языку "Do you know English-speaking countries?"

-Конспект урока по теме "Один день англичанина в Париже", 5 класс

-Шаблоны для презентаций "Полевые цветы"

-Исследовательская работа Самарский край в жизни и творчестве А.Толстого

-Методическая разработка занятия по психологии на тему "Конфликт и конфликтная ситуация" для студентов СПО

-Шаблоны для презентаций-3 Солнечные


Перейти к остальным »

ИНФОРМАЦИЯ

А знаете ли Вы, что зарегистрированные пользователи видят в 5 раз меньше рекламы на нашем сайте?

КАБИНЕТ


Логин:
Пароль:

РЕКЛАМА


ИНФОРМАЦИЯ

Легкая версия нашего сайта для мобильных устройств (ограниченный функционал)
fossa.net.ru/pda


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ:


Какие сегодня праздники?



Спонсор страницы:

ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА






Вверх
Мы рекомендуем почитать ↓
Здесь будет полезная информация. Наш ресурс проходит процедуру реорганизации.
© 2008-2013 VCF Образовательно-просветительский портал "ФОССА".
Копирование материалов возможно только при разрешении администрации сайта.
Сообщить о незаконном использовании материалов.

Яндекс цитирования   
Отзывы и предложение по работе портала оставляйте <<здесь>>
Если у вас возникли тех.проблемы, обращайтесь <<сюда>>

Пользовательское соглашение | Документы | О проекте | Ваш вклад | Баннеры | Реклама на портале | Служба Поддержки
Sitemap