Логопедические занятия по развитию зрительной памяти.
Описание материала: Логопедические занятия по развитию зрительной памяти.
Умственное и речевое развитие ребенка тесно взаимосвязаны, поэтому на все психические процессы коррекционная работа должна оказывать комплексное воздействие. У детей с общим недоразвитием речи второго уровня наблюдаются нарушения пассивной памяти по сравнению с памятью детей без речевых патологий.
Исследования уровней развития памяти – речеслуховой, зрительной, активной и пассивной показали, что у детей с общим недоразвитием речи второго уровня наблюдаются нарушения речеслуховой, активной и пассивной памяти по сравнению с памятью детей без речевых патологий. Значительных отличий в уровне развития зрительной памяти выявлено не было.
При разработке методических рекомендаций по развитию памяти детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо учитывать, что только комплексное воздействие (развитие словаря, дыхания, мышления, внимания и т.д.) способно помочь достичь хороших результатов, так как нарушения речи и памяти имеет тесную связь с развитием познавательных процессов; учитывались особенности каждого ребенка.
Для развития зрительной памяти детей были предложены упражнения, разработанные на основе системы развития памяти И.Ю. Матюгиной и Е.И. Чакаберия, адаптированные к детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями второго уровня. Применение данных упражнений помогает добиться высокой результативности коррекционного процесса, подготовить к обучению в школе и предотвратить возникновение дислексии и дисграфии.
Для развития активной и пассивной памяти детей с ОНР были разработали специальные логопедические занятия. Проведение занятий, предназначенных для повышения уровня активной и пассивной памяти, повышается речевая активность детей, развиваются и совершенствуются навыки связной речи, активизируются и восстанавливаются все психические процессы, развивается эмоционально – волевая сфера детей.
Система развития памяти, разработанная И.Ю. Матюгиной и Е.И. Чакаберия (Зрительная память. М., 1993) открывает широкие возможности для коррекции отклонений в психическом развитии, базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов коры головного мозга, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов. Система представляет собой адаптированный для детей дошкольного возраста вариант игр, цель которых – развитие зрительной памяти у детей с речевыми нарушениями на комплексных логопедических занятиях.
Игра 1. «Найди отличия» ЦЕЛИ • автоматизировать звук [л] в словах; • развивать зрительное восприятие, зрительную память; • развивать мелкую моторику; • формировать навыки самооценки. ОБОРУДОВАНИЕ Две сюжетные картинки, отличающиеся отсутствием на одной из них шести предметов, со звуком [л] в названии: булка, палка, иголки, метла, лопатка, стрелка; шесть карточек с этими же предметами; цветные карандаши; шесть белых карточек; три квадрата – фишки для самооценки красного и синего цвета. Инструкция для ребенка 1. Посмотри очень внимательно на картинку – 30-50 с. (рис. 1). 2. Теперь посмотри на вторую картинку (первая закрывается) и определи, чем она отличается от предыдущей (рис. 2). Чего на ней не хватает? 3. На белых карточках нарисуй предметы, которые отсутствуют на второй картинке. Предметов столько, сколько карточек. 4. Нарисовал? А вот правильный ответ – на этих карточках нарисованы недостающие предметы (рис. 3). Сравни их со своими. Это легко сделать, разложив картинки по парам. 5. Посчитай, сколько у тебя ошибок. Если все правильно, можно оценить работу на отлич но красной фишкой. Если половина или больше нарисовано правильно – синей фишкой. Это хороший результат. Если меньше трех – не очень хорошо. 6. Назови нарисованные предметы правильно, четко проговаривая звук [л]. 7. Определи, твердый или мягкий звук ты произнес. 8. Определи место звука в слове – начало, середина или конец. Для каждого звука разработан свой вариант сюжетных картинок. Игра 2. «Непослушный щенок» ЦЕЛИ • автоматизировать шипящие звуки в словах; • развивать зрительное восприятие и зрительную память; • учить ориентироваться на листе бумаги; • развивать мелкую моторику; • формировать навыки самооценки; • обучать составлению рассказа. ОБОРУДОВАНИЕ Две картинки с изображением стола, накрытого скатертью, на одной из которых различные предметы: чашка, чайник, очки, ложка, шоколад, книжка, кувшин, на другой предметы на столе отсутствуют; нарисованный и вырезанный по контуру щенок; семь пронумерованных карточек с предметами: чашка, чайник, очки, ложка, шоколад, кувшин, книжка; цветные карандаши; фишки красного и синего цвета. Инструкция для ребенка 1. Внимательно посмотри на картинку – 10-20 с. (рис. 4). Запомни, какие предметы ты видишь на нарисованном столе. Где они расположены? Посмотри, что стоит ближе к тебе, что дальше, что с краю, что посередине. 2. На другой картинке (первая закрывается) ты видишь, как щенок Бобик стаскивает скатерть со стола (рис. 5). Вспомни, какие предметы стояли на столе, и представь, в какой последовательности они упадут. 3. Нарисуй «падающие» предметы в той последовательности, в которой они упадут со стола. 4. Сравни свои рисунки с правильными ответами-рисунками. Обращай внимание на цифру. Если карточка осталась незаполненной – это ошибка. 5. Посчитай свои ошибки и оцени свою работу фишками: красная – отлично, ни одной ошибки нет; если 1-2 ошибки – хорошо – синяя фишка; если половина ошибок или больше – можно не оценивать. 6. Назови предметы, правильно произнося все шипящие звуки. 7. Определи, какой шипящий звук есть в названии предмета и где он находится – в начале слова, в середине или в конце. 8. Придумай рассказ под названием «Непослушный щенок». Игра 3. «Тактильные ощущения» ЦЕЛИ • автоматизировать шипящие и свистящие звуки; • развивать зрительное восприятие и зрительную память; • учить запоминать при помощи «тактильных» представлений; • развивать мелкую моторику; • формировать навыки самооценки. ОБОРУДОВАНИЕ Два рисунка ванной комнаты, на одном из которых семь предметов переставлены местами: носки, щетка, зубная паста, мочалка, порошок, шампунь и мусор в совочке; семь предметных картинок, семь чистых квадратов такого же размера; цветные карандаши; фишки красного и синего цвета. Инструкция для ребенка 1. Посмотри на картинку (рис. 6). Как называется эта комната? Здесь есть различные предметы: легкие и тяжелые, мокрые и сухие, гладкие и шероховатые, теплые и холодные. Представь, что ты находишься в этой комнате и дотрагиваешься до каждого из этих предметов. Дотронулся? Закрываем картинку. 2. Вот другая картинка (рис. 7). Посмотри и определи, чем она отличается от предыдущей. Какие предметы переставлены местами? Тебе будет легче ответить, если вспомнишь, что ты находился в комнате и дотрагивался до предметов. 3. Нарисуй эти предметы на карточках. Посчитай, сколько их. 4. Сравни свои рисунки с рисунками-ответами. 5. Если клетка осталась незаполненной – это ошибка. Если предмет назван неправильно – это тоже ошибка. 6. Назови нарисованные предметы правильно. 7. Определи, шипящий или свистящий звук ты слышишь, когда произносишь слово. 8. Составь рассказ-описание ванной комнаты. Игра 4. «Фотография» ЦЕЛИ • автоматизировать шипящие звуки в речи; • развивать зрительное восприятие методом «фотографии»; • развивать мелкую моторику. ОБОРУДОВАНИЕ Счетные палочки (не более 10 шт.); кукла Знайка; лист бумаги. Инструкция для ребенка 1. Для этой игры нам нужны палочки. Сейчас мы бросим их на стол. У тебя мало времени, чтобы посмотреть на них. Досчитаем до трех, и я их накрою листом бумаги. Это условие игры. Ты должен сказать, сколько палочек на столе. 2. Вот как это получается у Знайки: «Когда бросают палочки на стол, а затем быстро накрывают, я не успеваю их сосчитать. Поэтому я как бы пытаюсь их сфотографировать. Я бросаю взгляд на стол и закрываю глаза… Через некоторое время появляется снимок перед глазами. На этом снимке я вижу палочки и считаю их». 3. Твои возможные ответы: - «фотографию» не видишь, гадаешь, сколько было палочек; - возникает «фотография», по которой ты можешь сосчитать, сколько было палочек на столе; - сразу появляется ответ – число палочек. 4. Если не получилось – не огорчайся. Здесь нужна тренировка. Возможно, тебе помешало слишком сильное желание быстро увидеть ответ. 5. Как ты оценишь свою работу? Почему? Игра 5. «Фотография фигур» ЦЕЛИ • автоматизировать [р'] в речи; • развивать зрительное восприятие методом «фотографии»; • развивать мелкую моторику; • формировать навык самооценки. ОБОРУДОВАНИЕ Счетные палочки; лист бумаги; фишки красные и синие. Инструкция для ребенка 1. Сейчас я сложу из палочек геометрическую фигуру. Ты посмотришь на нее 1-2 с, затем я накрою ее листом бумаги. Когда смотришь на фигуру, представь, что твои глаза – фотоаппарат. Они не просто посмотрели, а сфотографировали эту фигуру. 2. А теперь сложи такую же фигуру из палочек. 3. Сравни свою фигуру с той, которая накрыта листом бумаги. 4. Оцени свою работу. Если нет ошибок – отлично – красная фишка; несколько ошибок – хорошо – синяя фишка; если ошибок много и фигура получилась совсем другая – плохо.
Дополнительная информация о материале: Автор материала: Резида Ахмерова http://- Добавлен: 30.10.2013, 15:48 Просмотров:862; Загрузок:254; Комментарии: 0; Рейтинг:0.0/0
Если Вы не хотите проходить процедуру бесплатной регистрации, тогда нажмите на рекламную ссылку и Вам станет доступна ссылка для скачивания прямо сейчас!