Сценарий урока мужества «Юные безусые герои, юными остались вы навек», 7-9кл.
Описание материала: на экране слайд с эпиграфом: Не щадя себя в огне войны, Не жалея сил во имя Родины, Дети героической страны Были настоящими героями. Р. Рождественский
1.Пускай назад история листает Страницы легендарные свои Через года, великий путь свершая, Припомним исторические дни.
2. 22 июня 1941 года. Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли.
3.Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось, Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось!
4.Его я узнал не из книжки – Жестокое слово – война! Прожекторов яростной вспышкой К нам в детство врывалась она.
5. Смертельными тоннами стали, Сиреной тревоги ночной, В те дни мы в войну не играли – Мы просто дышали войной.
(Звучит фонограмма песни «Вставай страна огромная»)
6. 22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно напали на советское государство. Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на целых 5 долгих лет.
(На экране кадры фильма «Начало войны»)
1. Война принесла нашей стране много горя, бед, несчастий. Она разорила десятки городов и сел. Война лишила сотни тысяч ребят, отцов и матерей, дедов, старших братьев. В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла.
2. Воевали не только взрослые, но и дети. 20 000 ребят получили медали «За оборону Москвы», 15 249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда»
3. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, прыгали, разбивали носы и коленки. Их знали только родные, одноклассники да друзья. Но пришел час – они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.
4. Мальчишки и девчонки. На хрупкие их плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Кадры фильма о детях войны»
5. Маленькие герои большой войны, они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались на море, как Боря Кулешин и Саша Ковалев, в небе, как Аркаша Каманин, В партизанском отряде, как Зина Портнова и Саша Колесников. (слайды) 6. Весна 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля «Ташкент»- мальчишка. Он хочет вместе со всеми бить врага, гнать его с родной земли. Боре Кулешину всего 12 лет, но он хорошо знает, что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию.
1. Мальчик уговаривает взять его на корабль. Море, бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зенитчикам тяжелые обоймы со снарядами – одну за другой, не зная усталости, не ведая страха, а в промежутках между сражениями помогает раненым, ухаживает за ними. Более 2-х героических лет провел Боря на море, на военном корабле, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.
2. Саша Ковалев служил на флоте юнгой. Однажды немецкий корабль открыл огонь по русскому военному катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Образовалась пробоина. Вода хлынула в машинное отделение. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машины заработали. Катер ушел от врага. Саша Ковалев погиб, но спас всю команду и военный катер.
3. Аркадий Каманин мечтал о небе, когда он был еще совсем маленьким. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, был прославленным летчиком, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. Всегда был рядом и друг отца, знаменитый летчик Михаил Васильевич Водопьянов. Мальчику тоже хотелось летать, но в воздух его не пускали, говорили: «Подрасти сначала». Когда началась война, Аркаша пришел работать на аэродром.
4. Он пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, случалось, пусть на несколько минут всего, доверяли ему вести самолет. Однажды во время воздушного боя вражеской пулей было разбито стекло кабины. Летчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление самолетом, и мальчик сумел довести и посадить самолет на свой аэродром.
5. После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу. Вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной звезды. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой мечтал о небе, и небо покорил!
6. Когда фашисты заняли родную деревню Лени Голикова, он ушел в партизаны. Лёня не раз ходил в разведку, приносил важные сведения о расположении фашистских частей. 13 августа 1942 года Лёня с партизанами отправился в разведку к шоссе. Выполнив задание, партизаны уходили в лес. Леня шел последним. В это время вдали показалась немецкая штабная машина. Леня швырнул гранату. Машину подбросило. Из кабины выскочил гитлеровец с портфелем в руках и побежал. Около километра бежал Леня за отстреливающимся фашистом, наконец, он сразил врага последним патроном. Это был немецкий генерал. Портфель с важными документами Леня доставил в партизанский штаб, и они немедленно самолетом были отправлены в Москву. Леня Голиков погиб 24 января 1943 года, а 2 апреля 1944 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему звания Героя Советского Союза.
1. Мать белорусского школьника Марата Казея помогала партизанам. За это фашисты повесили её. Марат поклялся отомстить врагам. Он стал партизанским разведчиком. Однажды в разведке фашисты окружили его и хотели взять в плен живым, но Марат понял это. Он отстреливался до последнего патрона, уничтожив более 10 фашистов. Когда же фашисты подошли совсем близко, он взорвал около себя гранату. Марат погиб сам, но вокруг него полегло немало врагов. Марат ходил в разведку как в одиночку, так и с группой, участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года Марат получил медаль «За отвагу». В мае 1944 г. он погиб.
2. Тринадцатилетний партизан Володя Дубинин успел стать глазами партизанского отряда, и не в последнюю очередь именно от него зависели жизни людей, за что он и получил боевую награду, которая не всякому взрослому доставалась – орден Боевого Красного знамени. Юный партизан приносил командованию сведения о численности гарнизона, перемещениях военных и мероприятиях немцев. Володя Дубинин погиб 2 января 42 г. 3. Когда фашисты ворвались в город Шепетовку, Валя Котик вместе с друзьями-пионерами организовал тайный склад оружия, куда они прятали оружие. Подпольщики, присматривались к нему, доверили Вале быть их связным. Оружие, собранное пионерами и спрятанное в стогах сена, перевезли в партизанский отряд. Много героических подвигов совершил юный партизан. Он узнавал расположение постов, следил за сменой караулов у складов. В партизанском отряде Валя был разведчиком, смело шел навстречу опасности. За проявленную храбрость он был награжден орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени.27 июня 1958 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
4. Ленинградскую пионерку Зину Портнову ВОВ застала в Белоруссии. По заданию подпольной партийной группы она выполняла многие важные поручения, распространяла сводки советского информбюро, собирала и прятала оружие. В январе 1944 года. Возвращаясь с задания, Зина неожиданно натолкнулась на вражескую засаду. Ее схватили и долго жестоко пытали, а затем расстреляли. Зине Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 5. Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время.
6. Юта Бондаровская - ленинградская школьница, которую война застала под Псковом, где она была на каникулах. Связная и разведчица партизанского отряда. Погибла в бою с немцами.
1. Василий Коробко – разведчик и диверсант Черниговского партизанского отряда. Уничтожил девять эшелонов. Погиб в бою с немцами.
2. Александр Бородулин – партизан-подрывник. Уничтожил несколько броневиков немцев. Погиб, прикрывая отход партизанского отряда.
3. Галина Комлева-подпольщица поселка Тарновичи, Ленинградской области. Связная подполья, распространитель листовок, расстреляна немцами.
4. Виктор Хоменко и Александр Кобер – подпольщики из города Николаева. Разведчики и связные «Николаевского центра». По заданию центра пересекли линию фронта для доставки в Москву сведений. Расстреляны немцами.
5. Лариса Михеенко – ленинградская школьница, разведчица 6-й Калининской партизанской бригады. Взорвала железнодорожный мост через реку Дрисса. Расстрелена немцами.
6. Помним подвиг Гастелло и Кошевого, Разведчика Кузнецова, И тех ребят, Чьи обелиски стоят у дороги с надписью: «Неизвестный солдат».
1. Но каждый из них был героем, За Родину шел он в огонь и дым. Город, улицу, дом оставил с боем, Чтобы жизнь подарить другим.
2. Трудно осознавать, что на поверке Эти юноши не станут в строй. Только свет их жизни не померкнет И заставит вздрогнуть нас порой.
Звучит песня «Русский парень».
3. Их матери любили, И добра каждый день желали, И всегда после школы ждали… Как и вы, Были ребята детьми, И глаза их были ясны.
4. Встречала их школа приветом, А жизнь вела тропой заветной, Пока огонь и пули не сожгли Надежды их и сны…
5. Юные безусые герои, Юными остались вы навек. Перед вашим, вдруг ожившим строем, Мы сегодня мысленно стоим.
6. Боль и гнев сейчас тому причиной, Благодарность вечная вам всем. Маленькие стойкие мужчины, Девушки, достойные поэм.
Учитель: Пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей. И пусть этот вопрос будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших. Склоним голову перед величием их подвига. Минутой молчания почтим память не вернувшихся с войны. Прошу всех встать!
Минута молчания под песню «Журавли».
1. На планете сейчас не спокойно, Но мы верим в цветенье весны. Не нужны нам «Звездные войны» Пусть нам сняться звездные сны!
2. Я не знаю войны. Да зачем она мне? Я хочу мирно жить, гимны петь красоте. Надо мир укреплять, Чтоб всегда и везде Знали б лишь о прошедшей войне.
Звучит песня «Большой хоровод».
Дополнительная информация о материале: Автор материала: Лукьянченко Наталья Сергеевна Добавлен: 17.08.2011, 11:43 Просмотров:4550; Загрузок:0; Комментарии: 3; Рейтинг:3.0/1
Если Вы не хотите проходить процедуру бесплатной регистрации, тогда нажмите на рекламную ссылку и Вам станет доступна ссылка для скачивания прямо сейчас!
Спасибо, Наталья Сергеевна. Я думаю, что детям будет не просто интересно, а полезно узнать о таких страницах истории, в которых принимали участие дети и погибли за родину. Ваша разработка ценна тем, что воспитывает патриотические чувства ребят, а этого так не хватает в современном мире. Помимо этого ребята становятся сопричастными тем событиям, которые для них так далеки.