Основной контент нашего ресурса предназначен для лиц старше 16 лет
Наш сайт на реконструкции. Приносим извинения 22222 33333
Здесь скоро будет новое удобное меню. Приносим извинения, сайт сейчас на реконструкции.



+Полное меню

ИНФОРМАЦИЯ






Загружается, подождите...

Главная » Файлы » Презентации, разработки уроков и т.п. » Кл.час

М.В. Ломоносов – гений земли русской

Описание материала:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
профессиональное училище №20
Краснодарского края

Методическая разработка
внеклассного мероприятия

«М.В. Ломоносов – гений
земли русской»

Автор: преподаватель физики
Стеблей Лилия Васильевна,
соавторы- преподаватели:
химии Красина Ольга Викторовна,
литературы Коваль Лариса Геннадьевна,
Карташова Анжела Васильевна,
истории Шелковников Николай Станиславович

18.11.2011г. Актовый зал


г. Ейск

Сценарий мероприятия «М.В. Ломоносов – гений земли русской», посвященного 300-летию со дня рождения великого ученого.

Цели:
Образовательные:
1. Дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
2. Способствовать накоплению сведений об истории страны.
3. Продолжить ведущуюся на уроках работу по обогащению словарного запаса, способствовать формированию и развитию культуры речи.
4. Формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь.
Воспитательные:
5. Формировать чувство патриотизма, воспитывать уважение, любовь к истории страны.
6. Способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны; обратить внимание учащихся на М.В. Ломоносова в качестве примера для подражания.
7. Вырабатывать усидчивость и внимание.
8. Прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий.
Развивающие:
9.Вырабатывать у учащихся интерес к чтению, к поиску новой информации.
10.Развиваь речевые способности.
11.Способствовать укреплению памяти.
12.Формировать логическое мышление.

Форма проведения – научно-литературный журнал с использованием ИКТ.
Междисциплинарные связи:
русский язык и культура речи,
философия,
физика,
математика,
химия,
геология, история,
география,
экономика,
электротехника,
строительные материалы.
Оборудование:
1.Компьютер, мультимедийный проектор, телевизор.
2.Слайд-шоу (просмотр кадров, иллюстрирующих некоторые этапы жизни, научной и творческой деятельности М.В. Ломоносова. Краткий комментарий. Музыкальное сопровождение).
3.Презентация «Химия – любимая наука Ломоносова».
4.Приборы и материалы для опытов по химии (горение бумаги, взвешивание масс веществ до и после реакции).
5.Видеоролик «Этапы жизни великого гения».
6.Монтаж «Поэтический венок» М.В. Ломоносову (чтение стихов под музыку).
7.Музыка: классик ин модерн. Бах. Сицилиана; Бах. Концерт для 2- х скрипок; классика в современной обработке. Бах. Сицилиана; А. Вивальди «Времена года».
Оформление сцены: портрет М.В. Ломоносова, стенгазеты, эпиграфы к мероприятию; на стендах -иллюстрации, высказывания М.В. Ломоносова и о нем, рисунки, творческие работы учащихся. Выставка произведений М.В. Ломоносова и книг о нем.

Звучит классика в современной обработке. Бах. Сицилиана.
Ведущий - преподаватель объявляет тему и цели мероприятия.



Завтра,19.11.11г. исполняется 300 лет со дня рождения М.В.Ломоносова - выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского естествоиспытателя с мировым именем, поэта, просветителя, заложившего основы современного русского языка. Это мероприятие мы посвящаем столь знаменательной дате.

1 слайд Михаил Васильевич Ломоносов - гений земли русской.

Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова»

Ведущий: детство, отрочество Михайло Ломоносова.

2-3-4 слайды М.В.Ломоносов родился 19 ноября (по старому стилю 8 ноября ) 1711года в деревне Мишанинской Архангельской губернии в семье помора. Отец, Василий Дорофеевич, был государственным крестьянином, ходил в море на промысел. По отзыву сына, отец был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать, Елена Ивановна, в девичестве Сивкова, вела домашнее хозяйство.

5-6 слайд Она умерла когда Михайло было 9 лет. Из двух мачех вторая была «злая и завистливая». Лучшими моментами в детстве были поездки с отцом в море.

7-8 слайд. Михайло (так он себя любил называть) рос мальчишкой смышленым, очень к знаниям тянулся, все его интересовало. В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.

9 слайд… Род отца.

Видеоролик «Этапы жизни великого гения».

Ведущий (на фоне видео):

Личность Ломоносова можно понять, только составив представление о природе, в окружении которой он рос. Ломоносов был выходцем из той части русского народа, которая никогда не испытывала гнёта ига и не знала рабства. Здесь обретались потомки новгородцев, не знавшие крепостного права, «черносошные», государственные крестьяне, строгие в нравах, деятельные, независимые, «умевшие за себя постоять, сплотившись в „земские миры“». Им неведома была барщина, бремя государственных обложений, они избывали деньгами, развивая товарное хозяйство, торговлю и ремёсла. Поморы владели навигацией, ходили в Ледовитый океан, к Новой Земле. На Мурмане — промысловые становища, лов вели огромными сетями, охотились, варили соль, смолу, добывали слюду. Здесь богатая традиция художественного рукоделия. При отсутствии школ, поморы учили грамоте друг друга, переписывали и бережно хранили рукописные книги.

Документы свидетельствуют, что ещё в 1710 году Лука Леонтьевич Ломоносов (1646—1727), двоюродный дед будущего учёного, был кормщиком — старшим в промысловой артели. А это значит, что он хорошо знал морские пути, умел управлять судами, то есть знал навигационное дело.

 Заниматься науками в родительском доме становилось всё труднее. Ломоносову хотелось продолжать учение, а отец хотел, чтобы Михайло был рыбаком Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг.

 Ломоносов решил уйти из родного дома вопреки воле отца, и попросил помощи у соседа, который и раньше привозил ему различные книги. Сосед Фома Иванович Шубный одолжил ему три рубля денег и дал беглецу "китаечное полукафтанье". Помог Ломоносову и ещё один земляк, о чём свидетельствует следующая запись в книге поручителей к выплате налога : "1730 года, декабря 7 дня отпущен Михайло Васильев сын Ломоносов к Москве и к морю до сентября месяца предбудущего 1731 года, а порукой по нем в платеже подушных денег Иван Банев расписался..."
В одну из декабрьских ночей, прихватив нехитрые пожитки (в первую голову- книги), зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался.

(на фоне видеоролика)
1 Чтец. В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он
рождён;
Снегами полюса он встречен у купели
И пышным севера сиянья озарён.
Покинув дом отца, в стране чужой,
далёко,
как хлеба, он искал познаний и наук.
Он в тайны естества сошёл умом глубоко
И первый вырвал нам из лиры стройный
звук.
(С. И. Стромилов. Ломоносов.)

2 Чтец. О, дивный муж!.. С челом открытым,
С орлиным взглядом, как глядел
На оном море Ледовитом
На чудеса господних дел,-
Наукой осиян и рвеньем
К величью родины горя, явился ты- осуществленьем
Мечты великого царя!
Твоею ревностью согретый.
Очнулся русский дух с тобой:
Ты лучших дел Елизаветы
Был животворною душой, ты дал певца Екатерине,
Всецело жил в ея орлах,
И отблеск твой горит и ныне
На лучших русских именах!
(А. Н. Майков. Ломоносов)

Ведущий:
10-11слайд. Путь был трудный, долгий, но он дошел. И не только дошел, но и сумел поступить в единственную тогда школу в Москве. Которая называлась Славяно –греко-латинская академия. Пришлось пойти на обман, назвавшись сыном дворянина. иначе бы не приняли.

12-13 слайд
Несмотря на его взрослые лета, Михайло определили в самый низший класс, т.к. он не знал латинского языка, который был международным языком науки.
Нелегки были годы учебы. Над ним смеялись одноклассники, так как он был старше и выше всех. Вот как об этом он вспоминал: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».
В 19 лет впервые сев за парту, Ломоносов с великим прилежанием и усердием взялся за учебу, сразу выделился среди учеников своими исключительными способностями.

14 слайд Но страсть его к наукам была столь велика, что удовлетворения от получаемых знаний не испытывал. Уже были прослушаны курсы географии, истории, арифметики, прочитаны книги по философии и мироведению в академической библиотеке , а ответов на многие свои вопросы юноша не находил.
Большой перелом происходит в судьбе Ломоносова в 1735 г., когда его в числе лучших 12 учеников отправляют в Петербургскую академию наук для дальнейшего обучения.

15 слайд А в 1735г.. уже из Петербурга в числе лучших 3-х студентов Ломоносов едет за границу, в Германию. Нужны были специалисты в области минералогии, горного дела и металлургии для вполне конкретной цели – освоение сырьевых богатств Сибири. Сначала им надо было поучиться в университете г. Марбурга, а затем во Фрайберге у знаменитого химика, минералога Генкеля.

16 слайд. «Могущество российское
прирастать Сибирью будет»
М.В.Ломоносов

Тихо звучит музыка: Бах. Концерт для 2-х скрипок. Вивальди «Времена года».
Бах. Сицилиана.

17 слайд. Здесь, в Германии, Ломоносов не только учился у других, но и проявил недюжинные способности и знания: в 1738г. отправил в Петербургскую академию наук свое первое научное сочинение по физике. В 1739г. Закончил «Физическую диссертацию..», начал работу по изучению правил стихотворства.. и т.д.. Не поладив с мрачным, ворчлиым и властным Генкелем, Ломоносов ушел из Фрайберга. Путешествовал по Германии и Голландии, много пережил и повидал, чуть не попал в солдаты, но сумел избежать военной службы. В Германии он встретил свою люьовь –
немку Елизавету Цильх, которая стала его женой.

18 слайд. В 1741 г. Михайло Ломоносов возвращается в Петербург. В это время он увлекается многими научными вопросами, в 1742г. Зачислен в штат Петер. Академии наук, грандиозная научная работа в разл. областях: физике, химии, читает студентам лекции по физической химии.
19 - 1сек.

20 – 27 слайды
22 года работал он в Академии наук,
выступал с крупными работами по химии и физике,
геологии и географии, изучал астрономию, разработал
основы металлургии, организовал производство и
изготовление мозаики, составлял географические карты
 «… Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденным только воображением». М.В. Ломоносов
 С 1841 г. М.Ломоносов, работая в Петербургской академии наук, создает там хорошие физическую и химическую лаборатории, переводит с немецкого курс физики Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке. При выполнении этого перевода Ломоносов вводит в русскую речь новые термины: термометр, формула, атмосфера, барометр.
 Ломоносов разрабатывает принципы новой науки - «физической химии» и элементы «математической химии».
Характерная черта Ломоносова — стремление установить связь не только между электрическими и оптическими явлениями, но и исследовать связи между физическими явлениями различной природы, а также между физическими и химическими явлениями. Оптические и электрические опыты, по мнению Ломоносова, следовало проводить для выяснения свойств не только света и электричества, но и свойств самих тел, их молекулярного строения, химического состава и т. д. И наоборот, химические исследования были призваны помочь выяснению природы света и электричества. Вообще, экспериментальные исследования по Ломоносову, следует ставить так, чтобы изучение одних явлений было связано с изучением других.
Открытия в области физики
 Открыл закон сохранения материи
 Сконструировал термометр

 В области физики Ломоносов разработал атомно-молекулярное учение
 Разработал точные методы взвешивания
 Занимался исследованием атмосферного электричества
 Проделал большую работу по созданию оптических приборов. Под руководством Ломоносова в 1761г оптик Иван Иванович Беляев изготовил "небесную трубу" длиной больше 12м
Открытия в области астрономии
 Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительный» прибор «для сгущения света»
 Открыл атмосферу на Венере

Главной своей специальностью Ломоносов считает все-таки химию.

28- 51слайды
Слово химику

Михаил Васильевич Ломоносов считал химию одной из главных областей своего научного творчества. Им написано много научных трудов и проведены тысячи химических экспериментов. Сегодня уже говорилось очень много о гениальности, разностронности этого величайшего человека. Но в первую очередь, он, конечно, химик, кем он себя и считал. Самое важное в его трудах – пропаганда химических знаний. Непревзойденным образом такого род остается «Слово о пользе химии», прочитанное в Академическом собрании в 1751 г. До сих пор живут сказанные тогда слова: « Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ея прилежания »

Слайды 28-30
Ломоносов был одним из величайших новаторов в истории химии всех времен и народов. Он по- новому осознал роль и значение химии, ее место среди наук, изучающих природу. Он впервые стал называть химию наукой, в то время как западноевропейские химики еще определяли ее как « искусство разложения тел смешанных на их составные части или искусство соединения составных частей в тела», как писал в своих «Основаниях химии» Георг Шталь (1723) и многие другие.
Ломоносов предложил краткое определение химии.
Химия – наука об изменениях, происходящих в смешанном теле.
Среди разнообразных направлений химической деятельности Ломоносова можно выделить следующие:
1. Изучение растворимости металлов в кислотах и солях
2. О металлическом блеске
3. Изучение свойств и применение селитры
4. М.В. Ломоносов является Основоположником новой науки «Физическая химия». «Физическая химия» есть наука, объединяющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях. Она может быть названа также химической философией, но в совершенно другом смысле, чем та

мистическая философия, где не только скрыты объяснения, но и сами операции производятся тайным образом»
5. М.В. Ломоносов сыграл заметную роль в организации производства в России синей брусковой краски – «русского индиго» и других красителей. Ломоносов уделял внимание и минеральным красителям. В отчете за 1749 год он указывал: «Трудился в лаборатории, приготовлял простые минералы, то есть соли, водки и прочая. А потом старался искать, как делать берлинскую лазурь и бакан веницейский, и к тому нашел способ, как оной делать»

Слайды о красках и мозаике
Эти красители он предлагал использовать в малярном деле, при изготовлении цветных стекол, из которых в дальнейшем можно изготовлять цветную посуду, украшать цветными стеклами окна, т.е. изготавливать витражи. Судя по отчетам, эти работы велись в лаборатории в течение ряда лет, и в результате удалось найти хорошие красящие вещества не только для прозрачных, но и для не прозрачных стекол – смальт. Их Ломоносов стал изготовлять для мозаики вначале в химической лаборатории, а затем и на заводах. ( следует отметить, что Ломоносов собственноручно изготавливал эти мозаичные стекла). Поиск стойких, не разлагающихся при варке стекла красителей был кропотливыми сложным делом. Набор известных красителей в то время был не велик, многие рецепты содержались мастерами в секрете, поэтому Ломоносову пришлось произвести множество опытов, в которых проверялись не только рецептура, но и весь технологический процесс варки цветного стекла. Отыскивались необходимые материалы для тиглей и огнеупоров стекловаренных печей, определялся оптимальный режим варки. Как выяснил один из исследователей научного творчества Ломоносова Б.Н. Метрушкин, Основным способом получения красителей было осаждение, в результате которого ученый получал окрашенные гидраты оксидов или основных солей тяжелых металлов. Особенно сложным оказалось раскрытие тщательно охраняемого мастерами секрета варки рубиновых стекол. В результате большой серии опытных варок Ломоносов сумел найти нужную концентрацию золота и способы его введения во фритту (полуготовую стекольную массу) и в 1751 г. сумел создать такое стекло.

Слайды (во время рассказа о красителях, стеклах, мозаике)

Опыты с красителями.
Но самым важным в его научной деятельности как химика можно считать открытый и экспериментально подтвержденный им закон о сохранения вещества при химических превращениях, установление которого долгое время совершенно несправедливо приписывалось французскому химику Антуану Лорану Лавуазье, а также создание атомно-молекулярного учения, обессмертившего имя Ломоносова.

Слайд о законе сохранения массы веществ и опыт ( горение бумаги, взвешивание масс веществ до и после реакции).
Слайды об атомно-молекулярном учении.

Ведущий
52слайд Ломоносов – художник.
Ломоносов был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора. Он становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных мозаичных картин.
Профессор химии и советник Академии М.Л. начал изготовлять удивительный запас окрашенных стеклянных сплавов всех оттенков, какие только можно придумать, резать их на мелкие и мельчайшие кубы, призмы и цилиндры и сперва удачно выполнил в мозаике образ Божьей Матери с несравненного оригинала Солимены. Её величество отвела этой картине место среди икон в своих апартаментах.

53слайд
Ломоносов был избран членом Российской академии художеств (за мозаичные работы). Деятельность его получила международное признание: Ломоносов был избран почетным членом Шведской и Болонской АН.
Слово литераторам
54 – 72 слайды
Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.
• Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на "три рода речений".
• Теория "трех штилей" имела демократический характер:
• она ограничила употребление старославянских слов,
• приблизила литературный язык к разговорному.
• Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
• Поэтическое творчество занимало большое место в духовном мире Ломоносова. «Стихотворство - моя утеха...»,- писал он в «Российской грамматике».

Краткое руководство к красноречию (1748 г.) - первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.
Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня,
составлены по правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица.
Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.
В итоге Ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.
Ломоносов создал основы современного русского литературного языка. Был замечательным поэтом, Белинский называл его «отцом литературы».
Открытия в области поэзии и литературы
 Разработал правила русского языка, составил книгу «Русская грамматика»;
 В 1751году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова».
Слово историку
72 – 73 слайд В начале 50-х годов 18 века Ломоносов начал интенсивно заниматься историей, и уже в сентябре 1751 года он сообщил И.И. Шувалову, что работает над составлением плана “Древней Российской истории”, сейчас этот труд больше известен как "Антинорманская теория”. В июле 1758 года Ломоносов завершил работу над первым томом “Древней Российской истории”, а в сентябре был подписан указ о его печати.
Выход Древней Российской истории стал важным событием в Русской историографии. Работая над древнейшим периодом отечественной истории, Ломоносов выступил как исследователь, вооруженный знанием источников. Его идеи о глубокой древности славянских народов, об их важной роли в общеевропейской истории, о смешанной славяно-чудской этнической основе населения России были оригинальными и направленными против “Нормандской теории” происхождения Русского государства. Его книга вышла в 1766 году и называлась “Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого, или до 1054 года”.
Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Ломоносов разработал историческую концепцию, в которой подчёркивал решающую роль православия, самодержавия и духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании Российского государства; не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов. Ломоносов выделял в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема, и делил в связи с этим историю России на шесть периодов.
Ломоносов был крупнейшим историком своего времени.
Его основные сочинения — “Древняя Российская история” (ч. 1-2, 1766 г.), замечания на диссертацию Г.Ф.Миллера “Происхождение имени и народа российского” (1749-50 гг.) и “Краткий Российский летописец с родословием” (1760 г.).
Он принимал участие в работе исторического Департамента.

Ведущий:
74-79 слайды
Открытия в области географии:
 составил «Полярную карту»;
 разработал приборы для морского кораблевождения;
 доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды);
 доказал возможность Северного морского пути в Индию
 Исследования Ломоносова относятся и к науке о Земле.
 Он изучал строение земной поверхности
1758 год М.В. Ломоносов глава Географического департамента. На этом поприще ученый организовал углубленное изучение страны. Были исследованы все губернии по экономическим вопросам: о промышленности, промыслах, торговле, путях сообщения.
Результат - новый « Российский атлас».
Работы Ломоносова в области экономики обращены к изучению хозяйства России, где выработана целостная экономическая политика государства, сопровождаемая комплексом практических рекомендаций. Многие программы обширны и грандиозны по своим масштабам.
Это ему, Ломоносову, мы обязаны появлением дисциплины «Экономическая география», то есть науки, «соединенной с знанием государственной экономии», как отмечал он.
Интерес представляет проект «Экономический лексикон российских продуктов…» Это справочное пособие для купечества и торгующего дворянства. Здесь были данные где продукт родился или производится, его количество и качество, продажная цена. Это был ориентир заинтересованному лицу в отыскании («для удобнейшего на карте сыскания») необходимого продукта (товара).

80 слайд
В социальных трактатах Ломоносов раскрывал проблемы : сохранение российского народа, истребление праздности, исправление нравов, народное п росвещение, охрана здоровья, улучшение земледелия, умножение внутреннего изобилия, т.е. повышения уровня жизни.
«…. Умножается народ, и доходы прирастают»

Вклад в развитие педагогики.
Разработал впервые в России педагогическую теорию.

Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народности. Метод и условие воспитания — порядок и дисциплина, нравственное воспитание. Качества нравственно воспитанного человека: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Пороки нравственности: ленность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др..

81- 89 слайды Металлург, геолог

Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Михаил Васильевич составил каталог минералов России.
Открытия в области геологии
 Теория возникновения минералов и металлов
 О причине землетрясений
 Составил инструкцию для научной экспедиции в полярный арктический бассейн.
Сын простого рыбака из захудалой деревни на дальней северной окраине России, простолюдин и мужик, стал членом Российской и Шведской академий наук, дворянином, учёным, признанным в России и всей Европе. За всю историю России ни один крестьянин не прошёл такой путь.
Ломоносов стал самым образованным человеком.
 Знал несколько языков.
 Сочинил множество стихов.
 Преподавал в Академии наук русский язык, историю, физику, химию и другие предметы.
 Написал первую русскую грамматику, учебник русской истории.
 Первым объяснил русским людям, откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, от чего происходит северное сияние и мн. др.
За заслуги перед Отечеством императрица Елизавета Петровна пожаловала ему мызу и деревню.

Историк, Химик,
Механик, Геолог,
Художник и Стихотворец,
он всё испытал и всё прошёл.
А.С.Пушкин

90 слайд
Но не все так легко и гладко было на его пути: в июле 1753 г. Во время проведения опытов по изучению атмосферного электричества был убит молнией профессор Рихман, работавший вместе с Ломоносовым. Тяжело переживал Михаил Васильевич смерть друга.
Трудно было и в Академии. Там так много ученых-иностранцев, которых принимали в России с повышенным почтением, доверяя им как единственно возможным авторитетам. Они чувствовали себя в России свободно и уверенно: не допускали даже мысли, что русский человек, выходец из «мужиков», может обладать недюжинным умом, да еще и сметь оспаривать устоявшиеся научные взгляды. Да и некоторые русские коллеги-ученые не хотели смириться с его превосходством, не понимали, боялись: слишком неординарен был Ломоносов, поражал, удивлял и даже пугал мощью ума, грандиозностью и размахом планов. Целеустремленностью. На него писали доносы, стремились поссорить с властями, подстраивали подлости, мешали работать. Как много времени и сил было потрачено Ломоносовым на то , чтобы отвечать оппонентам, писать многочисленные прошения, обращаясь к придворным вельможам, к самой царице. И объяснять свои поступки желанием трудиться только на благо российской науки, во имя величия России. Все время приходилось бороться, отстаивать право на научную работу, на свое слово в науке.

Какая же сила духа была у этого человека! Какой мощный характер!

1 Чтец
Куда бежать от сплетен и доносов?!
В просторных залах смардно, как в аду!
И вот опять Михайло Ломоносов
Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукратимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И сметкою монахов удивлял?
2 Чтец.
Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он шли в старом Марбуге заставил
Немецких буршей трепетать перед ним
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашёл слова, звучащие, как медь!
Доколе в Академии терпеть?
В неё вошёл, достойный славы россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившийся под северной звездой.
(Н. И. Рыленков. Ломоносов)

Ведущий
91слайд
Особенно важным станет в жизни Ломоносова 1755г.: в Москве торжественно открывается университет. Это его стараниями, настойчивыми требованиями, прошениями удалось добиться открытия в России первого университета.
Ученый уверен, «… что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать», а университет будет этому способствовать. Правда на торжественное открытие университета сам Михайло Васильевич не был приглашен.
Но ничего, главное – университет создан, он есть!

92 слайд
1 Чтец
Нет, ничего вокруг не проглядел
Могучий ум, внимательный и щедрый.
Его пути - ветрам наперерез.
Его стремленья- благо для народа.
Жизнь человека- чудо из чудес!
Всего-то пятьдесят четыре года!
Нет тишины, да и покоя нет.
Жизнь человека - вечное горенье.
И первый русский университет,
Его надежда и творенье…
И- что уж там! – он создан,
Он стоит,
Наш первый,
Наш российский,
Наш московский!

Ведущий
93 слайд
В конце марта 1765 года Михаил Васильевич простудился и слёг окончательно. Он умер в конце апреля 1765 года, около 5 часов пополудни, встретив смерть со спокойствием истинного философа.
Похороны М. В. Ломоносова прошли с большою пышностью: на них присутствовали знатные вельможи екатерининской эпохи; в первых рядах шли люди, люто ненавидевшие русского гениального учёного, в числе которых был и А. П. Сумароков; дале шло молодое поколение ломоносовских учеников. Ломоносов был похоронен 8 апреля на кладбище Александро-Невского монастыря.

94 слайд
2 Чтец
Теперь и в землю не обидно лечь.
Свершён на свете подвиг человека.
И минуло три века-
Россией Ломоносов не забыт!
(М. И. Алигер. Из поэмы «Ломоносов»)

Ведущий
95 -102 слайды (листать на фоне рассказа)
Имя Ломоносова осталось не только в памяти ученых, которые до сих пор удивляются его научной прозорливости,пользуются его окрытиями, но и в географических названиях: его родное село носит имя Ломоносова, город в Ленинградской области. Его имя - в названиях улиц, проспектов, школ, библиотек, театров, т.д..
О нем помнят и говорят с гордостью и восхищением как о великом русском ученом, гении и как о сильной личности, незаурядном человеке.
1 Чтец
И мы, признательные внуки,
Его всем подвигам благим
Во имя правды и науки
Здесь память вечную гласим.
Да, велико его значенье-
Он, верный русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье,
И нас поработил ему…(Ф. И. Тютчев. Ломоносов)

Ведущий
103 -104 слайды
История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.
Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия — вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след.
Награды имени Ломоносова
Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
105 слайд Род Ломоносова

106- 107 слайды
Семья и потомки
С ноября 1736 года (после 4 числа) Михаил Ломоносов жил в доме вдовы марбургского пивовара, члена городской думы и церковного старосты Генриха Цильха, Екатерины-Елизаветы Цильх (урожденной Зергель). Через два с небольшим года, в феврале 1739-го, Михаил Ломоносов женился на её дочери Елизавете-Христине Цильх (1720—1766) . 8 ноября 1739 года у них родилась дочь, получившая при крещении имя Екатерина-Елизавета. 26 мая 1740 года Михаил Ломоносов и Елизавета-Христина Цильх обвенчались в церкви реформатской общины Марбурга. Сын М. В. и Е.-Х. Ломоносовых, родившийся в Германии 22 декабря 1741 года, и получивший при крещении имя Иван, умер в Марбурге в январе 1742 года (до 28 числа, когда был погребён). В 1743 году (не позднее ноября) Елизавета-Христина Ломоносова с дочерью Екатериной-Елизаветой и братом Иоганном Цильхом приехала в Санкт-Петербург. Первая дочь Ломоносовых умерла в 1743 году (о третьем их ребёнке, якобы также умершем, сведения недостоверны). 21 февраля 1749 года в Санкт-Петербурге у них родилась дочь Елена. Так как Михаил Васильевич не имел сыновей, линия рода Ломоносовых, которую он представлял, пресеклась.
Единственная оставшаяся в живых дочь Елена Михайловна Ломоносова (1749—1772) вышла замуж за Алексея Алексеевича Константинова, домашнего библиотекаря императрицы Екатерины II. От брака Елены Ломоносовой и Алексея Константинова родился сын Алексей (ок. 1767—1814) и три дочери Софья (1769—1844), Екатерина (ок. 1771—1846) и Анна (ок. 1772—1864). Софья Алексеевна Константинова вышла замуж за Николая Николаевича Раевского-старшего, генерала, героя Отечественной войны 1812 года.
Дети, внуки, правнуки и последовавшие поколения, происходящие от Алексея Алексеевича и Елены Михайловны Константиновых:
Раевские — потомки генерал-лейтенанта Николая Николаевича Раевского-младшего (боковые ветви: Плаутины, Свечины, Шиповы, Звегенцевы, Толстые, фон-Карловы)
Ностицы — потомки Александра Николаевича Раевского, друга А. С. Пушкина
Орловы — потомки Екатерины Николаевны Раевской и генерал-майора Михаила Федоровича Орлова (боковые ветви: Уваровы, Яшвили, Котляревские)
Волконские — потомки Марии Николаевны Раевской и декабриста, князяСергея Григорьевича Волконского (боковые ветви: Кочубеи, Джулиани)

2 Чтец
108 слайд Обращение М.В. Ломоносова к потомкам
Подбадривал он тех, кто может
Науке силы все отдать.
Его словам весьма полезно
И ныне молодым внимать:
“О вы, которых ожидает Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет из стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать”.
1 Чтец. Его слова звучат доныне
Как мудрый молодым завет.
Они важны для нас сегодня,
Хоть минуло немало лет.
И к нам он тоже обращался
Через года,
Через века…
Делами, званьями в науках
Прославим память соотечественника!


Дополнительная информация о материале:
Автор материала: Стеблей Лилия Васильевна
Добавлен:
17.05.2012, 10:43

Просмотров: 1809; Загрузок: 112; Комментарии: 1; Рейтинг: 5.0/1



Скачать бесплатно можно ниже по ссылке.
Ссылка для скачивания будет видна зарегистрированным пользователям! Пройдите бесплатную регистрацию или авторизуйтесь .
Если Вы не хотите проходить процедуру бесплатной регистрации, тогда нажмите на рекламную ссылку и Вам станет доступна ссылка для скачивания прямо сейчас!

Рекламная ссылка:

Заказать сертификат качества вашего сайта!

Категория материала: Кл.час
Добавил: lilija


Помощь:
Добавить свою методическую разработку!
Получить свидетельство о публикации!
Обратиться в Службу Поддержки



добавить на Яндекс



Теги: Ломоносов, Земли, гений, М.В., Кл.час, Русской

Автор материала ждет Ваших комментариев! Оставьте свой отзыв прямо сейчас!

Всего комментариев: 1
[ссылка]
0  
1 tsergeeva   (06.07.2012 14:06) [Материал]
Очень интересный и содержательный ресурс. В нем , действительно, ярко и многогранно показан М.В.Ломоносов. Идет рассказ о жизни, о его вкладе в развитие нашей страны. Спасибо за предоставленный материал







Свежие методические разработки


-Сценарий мероприятия по теме "Посвящение в пятиклассники" для 5 кл.

-Задачи и специфика работы концертмейстера в ДШИ

-Презентация по татарскому языку на тему: “Сүз төркемнәре. Части речи.”

-Конспект урока- практимума технологии в 7 классе

-Сценарий спортивного праздника "Папа, мам, я - спортивная семья".6-7 лет

-Тематическое планирование по технологии для 7-х классов (неделимый класс)

-Тематическое планирование по технологии для 6-х классов (неделимый класс)

-Тематическое планирование по технологии для 5-х классов (неделимый класс)

-Презентация по химии на тему: "Гибридизация атомных орбиталей", 10 класс

-викторина по английскому языку "Do you know English-speaking countries?"

-Конспект урока по теме "Один день англичанина в Париже", 5 класс

-Шаблоны для презентаций "Полевые цветы"

-Исследовательская работа Самарский край в жизни и творчестве А.Толстого

-Методическая разработка занятия по психологии на тему "Конфликт и конфликтная ситуация" для студентов СПО

-Шаблоны для презентаций-3 Солнечные


Перейти к остальным »

ИНФОРМАЦИЯ

А знаете ли Вы, что зарегистрированные пользователи видят в 5 раз меньше рекламы на нашем сайте?

КАБИНЕТ


Логин:
Пароль:

РЕКЛАМА


ИНФОРМАЦИЯ

Легкая версия нашего сайта для мобильных устройств (ограниченный функционал)
fossa.net.ru/pda


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ:


Какие сегодня праздники?



Спонсор страницы:

ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА






Вверх
Мы рекомендуем почитать ↓
Здесь будет полезная информация. Наш ресурс проходит процедуру реорганизации.
© 2008-2013 VCF Образовательно-просветительский портал "ФОССА".
Копирование материалов возможно только при разрешении администрации сайта.
Сообщить о незаконном использовании материалов.

Яндекс цитирования   
Отзывы и предложение по работе портала оставляйте <<здесь>>
Если у вас возникли тех.проблемы, обращайтесь <<сюда>>

Пользовательское соглашение | Документы | О проекте | Ваш вклад | Баннеры | Реклама на портале | Служба Поддержки
Sitemap