Цель урока: познакомить учащихся с пьесой «Избушка на курьих ножках» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.
Задачи: 1. Обучающие: обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку. 2. Развивающие: развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным произведением. 3. Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.">
Конспект урока музыки. Тема "Сказочные герои в музыке".
Описание материала:
Урок 5 класс. "Сказочные герои в музыке"
Цель урока: познакомить учащихся с пьесой «Избушка на курьих ножках» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.
Задачи: 1. Обучающие: обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку. 2. Развивающие: развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным произведением. 3. Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.
Ход урока.
1. Сегодня на уроке мы поговорим о сказочных героях, которых композиторы воплотили в музыку. Познакомимся с новым музыкальным сказочным образом русского композитора.
/показ портрета М. П. Мусоргского/
Однажды Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:
Эти 10 сюжетов Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже.
Итак, фортепианная сюита «Картинки с выставки».
Термин сюита вам уже знаком.
Итак, что означает слово сюита?
/Это самостоятельные произведения, объединённые общим замыслом./
2. Послушаем произведение «Избушка на курьих ножках».
/ Показ слайдов./
Проблемный вопрос: Как с помощью средств музыкальной выразительности Мусоргский представил нам сказочного персонажа «бабу ягу»?
Варианты решения: - тембр: звучит оркестр; - динамика: звучит тихо, потом громко, снова тихо – прилетела яга, покружила, снова улетела; - регистр высокий и низкий: спускается и снова улетает вверх; - темп быстрый - полёт бабы яги; - интонации злые, колючие, страшные. Действительно, образ бабы Яги более красочный, когда композитор использует различные тембровые краски, регистры, музыкальные инструменты. Эта пьеса является одним из наиболее ярких воплощений в музыке народных сказочных образов. 3. А сейчас мы подведём итог о сказочных героях в музыке.
Посмотрите на демонстрационную доску, это не только выставка ваших рисунков. Ваша задача заключается в следующем: я включаю вам фрагмент знакомого произведения, вы должны выбрать соответствующий рисунок и прикрепить его на доске.
/Дети угадывают, находят рисунки, в это время, как подтверждение правильного ответа, учитель показывает слайды из презентации./ Музыкальные произведения: 1. «Полёт шмеля», балет «Сказка о царе Салтане», Н.А.Римский-Корсаков. 2. . «Три чуда» из балета «Сказка о царе Салтане», Н.А.Римского-Корсакова. 3. «В пещере горного короля» , сюита «Пер Гюнт», Э. Григ 4. «Марш», балет «Щелкунчик», П.И. Чайковский. 5. «Танец феи Драже», балет «Щелкунчик», П.И. Чайковский. 6. «Танец маленьких лебедей», балет «Лебединое озеро», П.И.Чайковский. 7. «Сцена» из балета «Лебединое озеро», П.И. Чайковский. 8. «Вальс» из балета «Золушка», С. Прокофьев. 9. «Песня Варяжского гостя» из оперы «Садко», Н.А.Римского-Корсакова.
5. Давайте послушаем в исполнении В.Толкуновой и посмотрим видеоклип «Сказки гуляют по свету» на музыку Е.Птичкина, сл. М Пляцковского. Каких сказочных героев узнали вы в клипе? /ответы детей/ Сейчас поговорим о характере этой песни. Ответы детей: музыка добрая, мелодичная, душевная. При разучивании песни уделить внимание детей на звуковедение, правильное дыхание, дикцию, пение в унисон. 6.Итог урока. 7. Домашнее задание.
Дополнительная информация о материале: Автор материала: Мальсагова Ольга Аркадьевна Добавлен: 12.06.2011, 13:05 Просмотров:6268; Загрузок:0; Комментарии: 12; Рейтинг:4.8/4
Если Вы не хотите проходить процедуру бесплатной регистрации, тогда нажмите на рекламную ссылку и Вам станет доступна ссылка для скачивания прямо сейчас!
Воспользовалась вашей разработкой.Увлекательная,сказочная тема урока помогла детям глубже окунуться в мир музыкальной изобразительности.Огромное спасибо вам,Ольга Аркадьевна.
Замечательный урок! Интересен материал о создании "Картинки с выставки" Мусоргского. Необычная форма викторины: презентация+ рисунки. Это новое для меня, обязательно воспользуюсь. очень благодарна.
Это любимая тема детей и моя тоже в 5 классе. Отличная подборка музыкальных произведений в викторине, некоторые из них включу в состав и своей викторины. А вот рисовать сказочных героев к музыке дети очень любят. Тоже делаю выставку рисунков. Всего доброго.
Хороший интересный урок, особенно большое впечатление осталось от музыкальной викторины, обширный материал для детей 5 класса. Разработку возьму себе на заметку. Спасибо.
Познакомилась с вашей разработкой, остались приятные впечатления. Музыкальную викторину возьму себе на заметку. Классическая музыка русских сказочных героев воспитывает любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.
Прочла ваш урок и осталась очень довольна, интересное построение, использование икт, которое так необходимо при создании современного урока. Объеденены разные виды искусства - прекрасно! Хороший материал для слушания.Видела видеоклип в исполнении В. Толкуновой, очень, очень понравился. Музыкальная викторина - очень насыщенная для детей этого возраста, логичный элемент для закрепления материала. желаю дальнейших творческих успехов.
В разработке ярко выявлена связь между музыкой, живописью, показано, как разные виды искусства независимо друг от друга воплощают одно и то же жизненное содержание. Учитель учит детей говорить о музыке, используя знания о средствах музыкальной выразительности, развивает творческое воображение. Думаю, что этот урок может послужить основой для создания интегрированного урока: музыка, изобразительное исусство, литература. Знание десяти музыкальных произведений на тему сказочных героев - это я считаю очень хорошо для уровня детей данного возраста. Довольна разработкой, конечно пригодится в работе. дальнейших успехов!
Сказка для детей - это уникаьный вид искусства, который всегда заинтересовывет детей. А вот музыка в сочетании со сказкой и изобразительным искусством интересны тем более. Русские сказки и музыка русских композиторов - это классика, это то, что необходимо детям. Современные ученики должны знать достояние выдающихся людей. Урок музыки, конечно, этому способствует. Заинтересовала музыкальная викторина, особенно тот момент, когда угадывая музыкальный фрагмент, плюс к этому дети находят рисунки, которые сами же рисовали. В своей практике это позаимствую.
Познакомилась с вашим уроком. Понравился его ход, особенно музыкальная викторина, 10 музыкальных произведений - это достаточно большой объём знаний для 5 класса из русской классической музыки! Из опыта работы хочу сказать, что тема сказочных героев одна из наиболее любимых для детей. Здесь прослежевается взаимодействие двух предметов: музыки и изобразительного искусства. Слушая произведение "Избушка на курьих ножках", дети обычно включают такую фантазию, что невозможно их остановить. Интересен ваш материал. Обязательно воспользуюсь.