Основной контент нашего ресурса предназначен для лиц старше 16 лет
Образовательно-просветительский портал ФОССА! цитаты и высказывания
Наш сайт на реконструкции. Приносим извинения 22222 33333
Здесь скоро будет новое удобное меню. Приносим извинения, сайт сейчас на реконструкции.


+Полное меню

Категории каталога

Статьи про.. [16]
Статьи про..-это статьи про всякую интересную всячину, которые не подошли к другим разделам.

НАШ ОПРОС

Как думаете, какие критерии будут решающими для работодателя при приеме на работу выпускника вуза?

Всего ответов: 173







 


Загружается, подождите...

Главная» Статьи» Разное» Статьи про..

Вы можете добавить свой собственный материал!

Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. 
А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. 

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создаёт в ребёнке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. 

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. 

Для того чтобы эта система воздействовала на ребёнка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, она должна быть прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою чёткую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника.

 Основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. 

Таким образом, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека. 

Эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры. 

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времён Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. 

Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos»- воспринимаемый чувством. 

Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. 

Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. 

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но можно выделить основные положения о его сущности. 

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия.
Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её.
В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности.
И, наконец, в-четвёртых, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. 


Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. 

Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. 

Это достигается путём решения следующих задач: овладения ребёнком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания. 

Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного младшего школьного возраста. 

Б.Т. Лихачёв пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни»
Автор подчёркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности.
  • Нельзя или, по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу, взрослого человека доверию к людям, если в детстве его часто обманывали. 

  • Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку. 

  • Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать своё мнение и смело поступать. 

В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. 

В жизни ребёнка имеет воспитательное значение буквально всё: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечение - всё это либо привлекает детей, либо отталкивает. 

Надо вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты.Только тогда красота, в созидании которой ребёнок принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником её и пропагандистом. 

В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности. 

Эстетика поведения и внешнего облика, - не менее значимый фактор эстетического воспитания. 

А.С. Макаренко уделял большое внимание внешнему виду и утверждал, что у учеников "ботинки должны быть всегда почищены, без этого какое может быть воспитание?"

В.А. Сухомлинский
в культуру поведения включает и культуру общения: общение между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе.
"Сила воспитательного воздействия внутриколлективных отношений на эстетическое развитие личности заключается в том, что опыт общения, даже если он недостаточно осознаётся, глубоко переживается человеком". 

Это переживание «себя среди людей», стремление занять желаемое положение среди них является мощным внутренним стимулом формирования личности. В качестве примера прекрасных эстетических отношений можно рассматривать такие отношения, как дружба, взаимопомощь, порядочность, верность, доброта, чуткость, внимание. 

Каждый предмет в школе может эстетически воспитывать: в любом предмете есть более или менее эстетический элемент». Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определённые эмоции посредством своего материала. 

Чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников.
Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяется насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. 

Таким образом, средства и формы эстетического воспитания весьма разнообразны начиная от предметов естественно-математического цикла в школе и заканчивая «шнурками на ботинках». Эстетически воспитывает буквально всё, вся окружающая нас действительность. 

Взаимодействие ребёнка и любого вида искусства прежде всего начинается с восприятия. Произведение искусства достигает своей воспитательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность.

С самого начала преподавания искусства необходимо развивать в детях комплекс способностей всестороннего восприятия произведений, талант читателя, зрителя, талант соучастия в творчестве. 

В школе встреча с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла (литературе, музыке, изобразительном искусстве). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического воспитания. 

Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству. 

Одним из предметов художественного цикла в школе является изобразительное искусство. Этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющей группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. 

Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Изобразительное искусство даёт детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач. 

Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе – духовно обогатить ребёнка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.

На уроках изобразительного искусства предпочтение отдаётся, прежде всего, преподаванию изобразительной грамоты, то есть рисованию, но не только это. Уделяется внимание познанию самих художественных произведений. 

В результате общения с произведениями искусства развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведения искусства – эстетические чувства, потребности, отношения, вкус, но и формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается её нравственный и эстетический идеал. 

Присутствие на уроках художественного цикла теоретического материала об искусстве, его видах, представителях позволяет задавать детям целую систему вопросов, например, 

- Сколько раз в этом учебном году ты был в театре, музее, на выставке?
- Считаешь ли ты, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком?
- Что ты знаешь об искусстве?
- Хотел бы ты, чтобы в школе ввели новый урок, где бы рассказывали об искусстве? 


Такое небольшое анкетирование позволяет выявить интерес младших школьников к искусству. 

Правильная организация урока изобразительного искусства предполагает чёткую постановку цели занятия, пробуждение у школьников интереса к теме урока, использование методов, активизирующих логическое и образное мышление, самодеятельность учащихся, а также их собственную оценочную деятельность, своевременную помощь слабым, благожелательное отношение учителя к ученику, справедливую оценку их деятельности. 

Одним из примеров такого занятия был урок изобразительного искусства в 3 классе МОУ СОШ № 18 имени Э.Д. Потапова
Основной образовательной задачей урока было познакомить детей с пейзажами русских художников на примерах художественных произведений. 

Воспитательной задачей явилось воспитывать интерес у младших школьников к искусству. 

Развивающей – способствовать развитию эстетических качеств младшего школьника. 

Перед уроком детям было предложено подготовить сообщения на заданные темы по искусству. Кроме того, дети рисовали свои интересные пейзажи. Этими заданиями была обеспечена самостоятельная поисковая работа учеников. За несколько дней до урока оформили класс. На стены и стенды повесили картины и открытки, принесённые детьми. Ребята имели возможность их рассмотреть. 

Урок проходил в форме «Путешествие в страну Прекрасного», что создало дополнительный эмоциональный настрой. Деятельность на уроке была весьма разнообразной: дети слушали музыку, рассматривали картины, выступали с докладами, слушали друг друга, участвовали в обсуждении задаваемых вопросов. Скучать было некогда.
 Урок прошёл на высокой эмоциональной ноте. Когда прозвенел звонок, никто не спешил расходиться, настолько все были увлечены уроком. 

А это главный результат. Именно эмоциональные реакции и состояния ребёнка являются критерием действенности эстетического воспитания. 

Картины и открытки мы оставили висеть ещё неделю, чтобы ребята, получив новую информацию, смогли ещё раз посмотреть, увидеть уже в знакомых картинах что-то новое.

С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребёнок воспринимает эмоционально, завтра перерастёт в осознанное отношение и к искусству и к жизни.

Светикова И.В.

Еще один полезный материал  этого автора: 
Открытый урок ИЗО в 3 классе на тему: «Какого цвета небо?»







Рекомендуем почитать:


Категория: Статьи про.. | Добавил: svetikova (16.06.2011) | Автор: -Светикова Ирина Вячеславовна
Просмотров: 5036 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0




Форма входа


Логин:
Пароль:

РЕКЛАМА

ИНФОРМАЦИЯ

Легкая версия нашего сайта для мобильных устройств (ограниченный функционал)
fossa.net.ru/pda


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ:


Какие сегодня праздники?



Спонсор страницы:





 

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вверх
Мы рекомендуем почитать ↓
Здесь будет полезная информация. Наш ресурс проходит процедуру реорганизации.
© 2008-2013 VCF Образовательно-просветительский портал "ФОССА".
Копирование материалов возможно только при разрешении администрации сайта.
Сообщить о незаконном использовании материалов.

Яндекс цитирования   
Отзывы и предложение по работе портала оставляйте <<здесь>>
Если у вас возникли тех.проблемы, обращайтесь <<сюда>>

Пользовательское соглашение | Документы | О проекте | Ваш вклад | Баннеры | Реклама на портале | Служба Поддержки
Sitemap



!--s_links-->