Высшее образование перестает быть прерогативой интеллектуальной элиты. Современная сфера обслуживания ведет настоящую охоту за светлыми головами. Выпускники вузов требуются в барах, ресторанах, гостиницах, турагентствах и салонах красоты. Попробуем разобраться, кому на руку этот дипломный бум.
Вокруг света
Накануне вступления России в ВТО требования к представителям турбизнеса ужесточились. Теперь кандидату на должность менеджера фирмы обязательно нужно иметь высшее профильное образование. Руководствуясь законами рынка, передовые вузы разработали новый образовательный стандарт, предусматривающий практическую направленность обучения и овладение как минимум двумя иностранными языками. Основные цели вузов – познакомить будущих специалистов с мировой и отечественной индустрией туризма, основами ее организации и управления, особенностями продвижения турпродукта на рынке, а также сформировать у студентов необходимые организационные навыки. На последних курсах ребята постигают существующие концепции планирования туризма и основные составляющие развития отрасли.
В процессе своего развития туристический бизнес породил такое замечательное явление, как сети отелей. Сегодня в мире существуют гостиницы самого различного уровня – от пяти звезд до одной и ниже. Смысл данной классификации – в гарантированности сервиса. Турист совершает перелет через океан, высаживается на другом континенте, и он должен быть уверен в своем ночлеге. Иными словами, в море приключений должен существовать остров стабильности, где усталому путнику гарантирован определенный уровень обслуживания. Индустрия гостеприимства – самая мирная, интересная и благодарная сфера предпринимательства. С каждым годом растет число желающих обучиться этому делу. Следуя духу времени, многие вузы открыли соответствующие факультеты, выпускающие администраторов гостиниц, менеджеров – управляющих гостиничными предприятиями. Образовательные программы направлены прежде всего на подготовку управленцев средней руки для отелей, пансионов, ресторанов. Кроме того, молодые люди могут проявить себя в области профессионального образования, отраслевых исследований, государственного управления, а также в международных организациях, занимающихся туризмом, гостиничным и курортным бизнесом.
Студентам преподают историю развития гостиничного хозяйства, основы гостиничного бизнеса, основы маркетинга в индустрии гостеприимства, правила предоставления гостиничных услуг в РФ, классификацию гостиниц, номерной фонд и европейский стандарт. Также ребята подробно знакомятся с технологиями бронирования и размещения в общей управленческой структуре современного отеля, изучают систему резервирования, осваивают нормы общения, правила приема и размещения клиентов, методы работы с платежными системами и документами. Кроме того, педагоги уделяют много внимания вопросам обеспечения безопасности гостей и подбору кадров. С первого курса молодежи прививают навыки работы с компьютером. Умение пользоваться прикладными программами – непременное требование работодателей. Престиж профессий в сфере гостеприимства повышается ежегодно, и спрос на специалистов данного направления остается стабильным. Средняя заработная плата – от 700 долларов в месяц.