Данная методическая статья предназначена для преподавателей, студентов и учащихся.
Введение.
Методика профессионального обучения рассматривается, как методика углубленного обучения учащихся профессиональных училищ, как специальная, контекстная подготовка в направление будущей профессии.
Трудности в профессиональной подготовки, в недостаточной мотивации подростков к избранной профессии, что требует серьезной коррекции методических средств для поддержания интереса к избранной профессии.
Целью этой статьи является обоснование эффективности использования деловой игры.
ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Принцип активности учащихся процесс обучения был и остается одним из основных принципов дидактики.
Под активностью учащихся в учебном процессе подразумевается такое количество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности к усвоению знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам.
Такого рода активности сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организаций соответствующей педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологией.
Любая технология имеет средства, активизирующие деятельность учащихся. К таким технологиям можно отнести деловые игры.
Деловые игры восходят к магическим обрядам древнего человечества, к ритуальны танцам охотников, воспроизводившим процесс охоты до ее начала и выполнявшим не только магические, но и учебные функции.
Непосредственный предшественник деловой игры- военная игра, зародившая в 17 веке.. « Потешные полки» юного Петра I и их военные забавы – предтечи маневров, ставших деловыми учебными играми в аримии.
Первая деловая игра , названная организационно- производственным испытанием, была разработана в Ленинграде в 1932 году.
Сегодня деловые игры широко используются в учебных процессах.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправления поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
- развлекательная, являющаяся объективно ее основной функцией, развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
- коммуникативная: освоение диалектики общения;
- самореализация в игре, как полигон человеческой практики;
- игротерапевтическая: проявление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
-диагностическая: определение отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекции в игре – внесение позитивных изменений в структур к личных показателей индивида;
-межнациональной коммуникации, усвоение единых для всех людей, социально-культурных ценностей;
-социализации, включения в систему общественных отношений, усвоение человеком норм человеческого общежития.
Большинству игр присуще четыре главные черты:
Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию учащихся;- Творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
- Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничества, конкуренции;
- Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы: А) целеположение; Б)планирование; В)реализации цели; Г) анализ результатов; в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения, самореализации.
В структуру игры, как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б)игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г)реальные отношения между играющими; д) сюжет – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
В учебных заведениях, дающим ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесс, игровая деятельность используется в следующих случаях:
1. В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и раздела учебного предмета.
2. В качестве элементов более обширной технологии.
3. В качестве урока или его части ( введения, объяснения, закрепления, упражнения. контроля).
4. В качестве технологий внеклассной работы.
Понятие «игровые технологические технологии» включают довольно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуется учебно-познавательной направленностью.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи ;
- учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игоы;
- учебный материал используется в качестве средства игры;
- в учебную деятельность вводятся элементы соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функции и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности: на физические
( двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
А) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
Б) позновательные, воспитательные, развивающие;
В) репродуктивные, продуктивные, творческие;
Г) коммуникативные диагностические, профессиональные, психотехнические.
Деловая игра- это форма и метод обучения, в которой моделируется предметный и социальный аспекты содержащие профессиональную деятельность.
Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков.
Деловая игра- это метод имитации принятия решений в различных производственных ситуаций.
Деловая игра – это средства развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи.
Вместе с тем в деловой игре воспроизводятся типичные ,обобщенные ситуации в сжатом масштабном виде.
Оставаясь педагогическим процессом, учебная деловая игра является воссозданием контекста будущего труда в его предметном и социальном аспектах. Она имитирует предметный контекст- обстановку условной практики и социальный контекст. В котором учащиеся взаимодействуют с представителями других ролевых позиций.
Таким образом в деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целостном же объекте – на модели условий и диалектики производства, профессиональной деятельности.
В деловой игре обучающий выполняет квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии. Полагаясь на канву профессионального труда.
Деловая игра используется для решения комплексных задач, усвоение нового, закркпления материала, развития творческиз способностей, формирование учебных умений, дает возможност учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:
1. ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ – на занятиях имитируется деятельность какой-либо организации. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей ( и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность .Сценарий имитационной игры, кроме сюжета событий, содержит описание структуры и назначение имитационных процессов.
2. ОПЕРАЦИОННЫЕ ИГРЫ – они помогают отрабатывать выполнения конкретных специфических операций, например методов ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводят в условиях имитирующие реальные.
3. ИСПОЛНЕНИЕ РОЛЕЙ -в этих играх отрабатывается тактика поведений, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель ситуации, между учащимися распределяются роли.
4. ДЕЛОВОЙ ТЕАТР – когда разыгрывается какая-либо ситуация поведения человека в этой ситуации. Здесь учащийся должен мобилизировать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.Основная задача метода инсценировка- научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению ,учитывать возможности других людей, устанавливать сними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для этого метода составляется сценарий, где описывается конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
5. ПСИХОДРАМА И СОЦИОДРАМА- они весьма близки к исполнению ролей и деловому театру. Это тоже « театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатываются умения чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умения войти с ним в продуктивный контакт.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ.
ЭТАП ПОДГОТОВКИ.
Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария_ условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план игры, содержание ситуации и характеристика действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновается постановка проблемы и выбора ситуации. Действует запрет на отказ от этики поведения.
ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ - ПРОЦЕСС ИГРЫ.
С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
ЭТАП АНАЛИЗА, ОБСУЖДЕНИЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИГРЫ.
Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащихся своих решений и выводов. В заключении преподаватель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятий. Обращает внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного процесса.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Используемая литература.
1. Селевко Г.К. « Современные образовательные технологии»; Учебное пособие, 1992г.
2. Сибирская М.Г. « Педагогические технологии профессиональной подготовки» СПб. 1995
3. Новиков А.М. « Профессиональное образование России»; 1997г.
4. Крашенинникова Е.А. « О культуре продавца»
5. Бабичева А.В. « О культуре торговли»
6. Скакун В.А. "Организация и методика производственного обучения"