Доклад на тему: «Роль психологических качеств учителя в развитии у учащихся критического мышления"
Описание материала: Один из известнейших в мире специалистов в области человеческого мышления, Эдвард Боно как-то сказал: «Большинство людей считают, что хорошо разбираются в трёх вещах: юморе, любви и мышлении.» Вспомните, как часто вам приходилось слушать: «У неё нет чувства юмора», «Я знаю, о чём вы думаете». А сколько любовных советов вам дали друзья и знакомые – не счесть! И тем не менее любовь, мышление, юмор остаются самыми неизведанными областями человеческой природы. И начнём мы наш диалог с разговора о внутреннем мире учителей, наставников – всех тех, кто оказывается в роли «обучающего».
Как вы считаете, какие чувства чаще всего испытывает человек, который учит чему-то других?
• Беспокойство • Удовольствие • Радость общения • Неудовлетворённость собой • Волнение • Любовь к детям • Недовольство • Любовь к порядку • Жалость • Любопытство
Мы считаем, что любому учителю свойственны три базовых чувства: чувство иерархии, чувство сцены и чувство самовлиятельности. Каждое из этих чувств может быть выражено в слабой, средней и сильной степени. Но все они обязательно присущи психологии учителя.
Чувство иерархии От того, насколько у человека развито чувство иерархии, зависят его стиль преподавания, его отношения с учениками и даже самочувствие.
Учитель с ярко выраженным чувством иерархии: ► Стремится занять высокое положение в коллективе ► Принципиальный человек с острым чувством правды ► Болезненно воспринимает равноправные отношения ► Вне класса общается со своими учениками в таком же назидательном стиле, как и на уроке Учитель со слабо выраженным чувством иерархии: ► Стремится к профессиональному росту ► Если достигает определённых успехов, авторитарная школа его ценит, но «своим» всё же не считает ► Любимец учеников. Дети чувствуют себя на его занятиях уютно Учитель с умеренным чувством иерархии: ► Умеет отличать ситуации, когда он является представителем системы, наделённым властью, от тех, в которых уместнее поддерживать равноправные отношения.
Чтобы проверить, как у вас обстоит дело с чувством иерархии, ответьте, пожалуйста на вопросы мини-анкеты. Отвечайте «да» или «нет». 1. Если я встречаю своих учеников вне школы, я чаще всего общаюсь с ними так же, как и в классе. 2. Интересно ученикам слушать то, что я говорю, или нет, но на моих уроках я не допускаю лишнего шума. 3. Если моя ученица прошла мимо меня и не поздоровалась, я укажу ей на это. 4. Учитель должен поддерживать уважение к себе у своих учеников. Слушаясь учителя, дети учатся уважать общественные институты. 5. Учитель должен пресекать все попытки учащихся вести себя с ним панибратски. 6. Ошибаясь при учениках, учитель подрывает не только свой авторитет, но и авторитет всей школы. 7. Если у учеников нет чувства уважения к школе, процесс образования невозможен. Чем больше вы набрали ответов «да», тем сильнее у вас выражено чувство иерархии. Если же вы ни разу не ответили «да», возможно, у вас есть какие-то «трения» в школе или семье. Умеренное чувство иерархии: 1-3 ответов «да».
Поговорим теперь о чувстве сцены. Условия преподавательской работы таковы, что вольно или невольно учитель выступает в роли актера: он предстаёт перед публикой.
Педагог с ярко выраженным чувством сцены: ► Склонен к продолжительным монологам ► Хороший рассказчик, умеет увлечь слушателя ► Артистичен, подтянут, опрятно одет ► Испытывает дискомфорт, когда ученики ведут себя как плохие зрители ► Воздействует на учеников, используя их чувства – вины и страха Педагог без ярко выраженного чувства сцены: ► Склонен к диалогам ► Любит беседовать с учениками, дискутировать на какую-либо тему ► Обладает психологической гибкостью ► Учится вместе со своими учениками
Чувство самовлиятельности Педагоги, у которых сильно развито это чувство: ► Испытывают завышенное чувство ответственности ► Много сил тратят на внушение учащимся своей (или не своей) точки зрения ► Чаще болеют, устают, конфликтуют с учениками ► Чаще других испытывают «синдром профессионального выгорания» Педагоги, у которых это чувство почти не выражено: ► Достигают успеха там, где учащиеся очень хотят учиться, там, где внутренняя мотивация к получению знаний высока ► Дают ребёнку возможность совершения ошибки, чтобы тот научился мыслить неординарно ► Испытывают в своей работе больше радости
Если у учителя слишком развито это чувство самовлиятельности, то у него есть много шансов достичь профессионального «выгорания». Синдром профессионального выгорания - это расстройство, свойственное людям, потерявшимся в собственной профессии и выражающееся в следующем: -- человек перестаёт получать удовлетворение от работы; -- очень быстро устаёт, чаще болеет, конфликтует с коллегами; -- продуктивность его труда заметно снижается.
Причины профессионального выгорания: ► Человек не ощущает результатов своего труда ► Человек не владеет навыками эффективного саморасслабления ► В работе отсутствует элемент новизны, необычности
Правила «Игры в мышление». Когда слишком много правил, можно считать, что их нет.
Давайте поговорим о тех правилах «игры в мышление», которые необходимо соблюдать, если мы хотим воспитать не только прилежных учеников, но и самостоятельных людей. 1. Воспитывайте в себе терпимость к ошибкам учеников Когда ребенку говорят: «Ты думаешь неправильно», ему этим утверждением отбивают всё желание учиться! Давно известно, что только то знание усваивается, до которого человек доходит сам! ► Нельзя говорить ребёнку «Ты думаешь неправильно!» ► Как это ни абсурдно звучит, согласитесь с ошибкой. ► Открыто делитесь с детьми своими ошибками, и будьте уверены, они перестанут бояться думать неправильно. ► Когда ребёнок наткнётся на неверное предположение, приведшее его к ложному результату, похвалите его. ► Не стыдите учащихся по несколько раз на дню, ведь мы – взрослые тоже не любим испытывать это неприятное чувство. Без ошибок мы бы не смогли учиться и получать от этого удовольствие! 2. Проявляйте положительное внимание к ученику
Необходимым условием формирования гуманистической, самостоятельной личности является положительное (или позитивное) внимание. Карл Роджерс
► Учитель не критикует ученика, а уточняет ► Не прерывает, а выслушивает до конца ► Учитель всем своим видом выражает доброжелательность к ученику ► Проявляет интерес, уважение к учащемуся ► Учитель подчёркивает достоинства ответа, а не ошибки Положительное внимание подразумевает оценку процесса рождение идеи, умение анализировать и сопоставлять! 3. Рискуйте Только благодаря провалам и опыту мы растём… Исаак Штерн
► Рискуя, мы «запускаем» биологические механизмы, благодаря которым наш организм наполняется энергией ► Сознательно допуская риск неудачи - можно получить новые знания ► Сталкиваясь с чем-то неизвестным, непривычным – мы совершаем открытия Не столь важен сам провал, сколько важен урок, который мы из него вынесем!
4. Будьте терпимы к неопределённости ► Терпимость к неопределенности помогает педагогу найти психологический выход из затруднительного положения ► Чувство неопределённости способствует развитию творческого мышления
Резюме. Пути к успеху. 1. Помните о том, что слишком высокие показатели по трём базовым педагогическим чувствам – чувству иерархии, чувству сцены и чувству самовлиятельности – не только снижают эффективность процесса обучения, но и могут навредить вашему здоровью. 2. Не бывает однозначно правильных и неправильных мыслей. 3. Когда нам уделяют положительное внимание, нам думается лучше. 4. Делайте паузы. Тишина также является мощной формой работы. 5. Планируйте в своих уроках «островки» неопределённости. Они гарантируют творчество.
Но самое главное – … МЫШЛЕНИЮ НЕОБХОДИМ ВЫБОР!
Дополнительная информация о материале: Автор материала: Орленок Ирина Николаевна Добавлен: 02.10.2011, 08:59 Просмотров:958; Загрузок:113; Комментарии: 0; Рейтинг:0.0/0
Если Вы не хотите проходить процедуру бесплатной регистрации, тогда нажмите на рекламную ссылку и Вам станет доступна ссылка для скачивания прямо сейчас!