Основной контент нашего ресурса предназначен для лиц старше 16 лет
Наш сайт на реконструкции. Приносим извинения 22222 33333
Здесь скоро будет новое удобное меню. Приносим извинения, сайт сейчас на реконструкции.



+Полное меню

ИНФОРМАЦИЯ






Загружается, подождите...

Главная » Файлы » Презентации, разработки уроков и т.п. » Психология

Доклад на тему: «Роль психологических качеств учителя в развитии у учащихся критического мышления"

Описание материала:
Один из известнейших в мире специалистов в области человеческого мышления, Эдвард Боно как-то сказал: «Большинство людей считают, что хорошо разбираются в трёх вещах: юморе, любви и мышлении.» Вспомните, как часто вам приходилось слушать: «У неё нет чувства юмора», «Я знаю, о чём вы думаете». А сколько любовных советов вам дали друзья и знакомые – не счесть! И тем не менее любовь, мышление, юмор остаются самыми неизведанными областями человеческой природы.
И начнём мы наш диалог с разговора о внутреннем мире учителей, наставников – всех тех, кто оказывается в роли «обучающего».

Как вы считаете, какие чувства чаще всего испытывает человек, который учит чему-то других?

• Беспокойство
• Удовольствие
• Радость общения
• Неудовлетворённость собой
• Волнение
• Любовь к детям
• Недовольство
• Любовь к порядку
• Жалость
• Любопытство

Мы считаем, что любому учителю свойственны три базовых чувства: чувство иерархии, чувство сцены и чувство самовлиятельности. Каждое из этих чувств может быть выражено в слабой, средней и сильной степени. Но все они обязательно присущи психологии учителя.

Чувство иерархии
От того, насколько у человека развито чувство иерархии, зависят его стиль преподавания, его отношения с учениками и даже самочувствие.

Учитель с ярко выраженным чувством иерархии:
► Стремится занять высокое положение в коллективе
► Принципиальный человек с острым чувством правды
► Болезненно воспринимает равноправные отношения
► Вне класса общается со своими учениками в таком же назидательном стиле, как и на уроке
Учитель со слабо выраженным чувством иерархии:
► Стремится к профессиональному росту
► Если достигает определённых успехов, авторитарная школа его ценит, но «своим» всё же не считает
► Любимец учеников. Дети чувствуют себя на его занятиях уютно
Учитель с умеренным чувством иерархии:
► Умеет отличать ситуации, когда он является представителем системы, наделённым властью, от тех, в которых уместнее поддерживать равноправные отношения.

Чтобы проверить, как у вас обстоит дело с чувством иерархии, ответьте, пожалуйста на вопросы мини-анкеты. Отвечайте «да» или «нет».
1. Если я встречаю своих учеников вне школы, я чаще всего общаюсь с ними так же, как и в классе.
2. Интересно ученикам слушать то, что я говорю, или нет, но на моих уроках я не допускаю лишнего шума.
3. Если моя ученица прошла мимо меня и не поздоровалась, я укажу ей на это.
4. Учитель должен поддерживать уважение к себе у своих учеников. Слушаясь учителя, дети учатся уважать общественные институты.
5. Учитель должен пресекать все попытки учащихся вести себя с ним панибратски.
6. Ошибаясь при учениках, учитель подрывает не только свой авторитет, но и авторитет всей школы.
7. Если у учеников нет чувства уважения к школе, процесс образования невозможен.
Чем больше вы набрали ответов «да», тем сильнее у вас выражено чувство иерархии. Если же вы ни разу не ответили «да», возможно, у вас есть какие-то «трения» в школе или семье. Умеренное чувство иерархии: 1-3 ответов «да».

Поговорим теперь о чувстве сцены. Условия преподавательской работы таковы, что вольно или невольно учитель выступает в роли актера: он предстаёт перед публикой.

Педагог с ярко выраженным чувством сцены:
► Склонен к продолжительным монологам
► Хороший рассказчик, умеет увлечь слушателя
► Артистичен, подтянут, опрятно одет
► Испытывает дискомфорт, когда ученики ведут себя как плохие зрители
► Воздействует на учеников, используя их чувства – вины и страха
Педагог без ярко выраженного чувства сцены:
► Склонен к диалогам
► Любит беседовать с учениками, дискутировать на какую-либо тему
► Обладает психологической гибкостью
► Учится вместе со своими учениками

Чувство самовлиятельности
Педагоги, у которых сильно развито это чувство:
► Испытывают завышенное чувство ответственности
► Много сил тратят на внушение учащимся своей
(или не своей) точки зрения
► Чаще болеют, устают, конфликтуют с учениками
► Чаще других испытывают «синдром профессионального выгорания»
Педагоги, у которых это чувство почти не выражено:
► Достигают успеха там, где учащиеся очень хотят учиться, там, где внутренняя мотивация к получению знаний высока
► Дают ребёнку возможность совершения ошибки, чтобы тот научился мыслить неординарно
► Испытывают в своей работе больше радости

Если у учителя слишком развито это чувство самовлиятельности, то у него есть много шансов достичь профессионального «выгорания».
Синдром профессионального выгорания - это расстройство, свойственное людям, потерявшимся в собственной профессии и выражающееся в следующем:
-- человек перестаёт получать удовлетворение от работы;
-- очень быстро устаёт, чаще болеет, конфликтует с коллегами;
-- продуктивность его труда заметно снижается.

Причины профессионального выгорания:
► Человек не ощущает результатов своего труда
► Человек не владеет навыками эффективного саморасслабления
► В работе отсутствует элемент новизны, необычности

Правила «Игры в мышление».
Когда слишком много правил,
можно считать, что их нет.

Давайте поговорим о тех правилах «игры в мышление», которые необходимо соблюдать, если мы хотим воспитать не только прилежных учеников, но и самостоятельных людей.
1. Воспитывайте в себе терпимость к ошибкам учеников
Когда ребенку говорят: «Ты думаешь неправильно», ему этим утверждением отбивают всё желание учиться! Давно известно, что только то знание усваивается, до которого человек доходит сам!
► Нельзя говорить ребёнку «Ты думаешь неправильно!»
► Как это ни абсурдно звучит, согласитесь с ошибкой.
► Открыто делитесь с детьми своими ошибками, и будьте уверены, они перестанут бояться думать неправильно.
► Когда ребёнок наткнётся на неверное предположение, приведшее его к ложному результату, похвалите его.
► Не стыдите учащихся по несколько раз на дню, ведь мы – взрослые тоже не любим испытывать это неприятное чувство.
Без ошибок мы бы не смогли учиться и получать от этого удовольствие!
2. Проявляйте положительное внимание к ученику

Необходимым условием формирования
гуманистической, самостоятельной личности
является положительное (или позитивное) внимание.
Карл Роджерс

► Учитель не критикует ученика, а уточняет
► Не прерывает, а выслушивает до конца
► Учитель всем своим видом выражает доброжелательность к ученику
► Проявляет интерес, уважение к учащемуся
► Учитель подчёркивает достоинства ответа, а не ошибки
Положительное внимание подразумевает оценку процесса рождение идеи, умение анализировать и сопоставлять!
3. Рискуйте
Только благодаря провалам и опыту мы растём…
Исаак Штерн

► Рискуя, мы «запускаем» биологические механизмы, благодаря которым наш организм наполняется энергией
► Сознательно допуская риск неудачи - можно получить новые знания
► Сталкиваясь с чем-то неизвестным, непривычным – мы совершаем открытия
Не столь важен сам провал, сколько важен урок, который мы из него вынесем!

4. Будьте терпимы к неопределённости
► Терпимость к неопределенности помогает педагогу найти психологический выход из затруднительного положения
► Чувство неопределённости способствует развитию творческого мышления

Резюме. Пути к успеху.
1. Помните о том, что слишком высокие показатели по трём базовым педагогическим чувствам – чувству иерархии, чувству сцены и чувству самовлиятельности – не только снижают эффективность процесса обучения, но и могут навредить вашему здоровью.
2. Не бывает однозначно правильных и неправильных мыслей.
3. Когда нам уделяют положительное внимание, нам думается лучше.
4. Делайте паузы. Тишина также является мощной формой работы.
5. Планируйте в своих уроках «островки» неопределённости. Они гарантируют творчество.

Но самое главное – … МЫШЛЕНИЮ НЕОБХОДИМ ВЫБОР!


Дополнительная информация о материале:
Автор материала: Орленок Ирина Николаевна
Добавлен:
02.10.2011, 08:59

Просмотров: 926; Загрузок: 113; Комментарии: 0; Рейтинг: 0.0/0



Скачать бесплатно можно ниже по ссылке.
Ссылка для скачивания будет видна зарегистрированным пользователям! Пройдите бесплатную регистрацию или авторизуйтесь .
Если Вы не хотите проходить процедуру бесплатной регистрации, тогда нажмите на рекламную ссылку и Вам станет доступна ссылка для скачивания прямо сейчас!

Рекламная ссылка:

Заказать сертификат качества вашего сайта!

Категория материала: Психология
Добавил: irinaorlenok


Помощь:
Добавить свою методическую разработку!
Получить свидетельство о публикации!
Обратиться в Службу Поддержки



добавить на Яндекс



Теги: учащихся, критического, психологических, Доклад, на, развитии, качеств, тему:, учителя, «Роль

Автор материала ждет Ваших комментариев! Оставьте свой отзыв прямо сейчас!

Всего комментариев: 0






Свежие методические разработки


-Сценарий мероприятия по теме "Посвящение в пятиклассники" для 5 кл.

-Задачи и специфика работы концертмейстера в ДШИ

-Презентация по татарскому языку на тему: “Сүз төркемнәре. Части речи.”

-Конспект урока- практимума технологии в 7 классе

-Сценарий спортивного праздника "Папа, мам, я - спортивная семья".6-7 лет

-Тематическое планирование по технологии для 7-х классов (неделимый класс)

-Тематическое планирование по технологии для 6-х классов (неделимый класс)

-Тематическое планирование по технологии для 5-х классов (неделимый класс)

-Презентация по химии на тему: "Гибридизация атомных орбиталей", 10 класс

-викторина по английскому языку "Do you know English-speaking countries?"

-Конспект урока по теме "Один день англичанина в Париже", 5 класс

-Шаблоны для презентаций "Полевые цветы"

-Исследовательская работа Самарский край в жизни и творчестве А.Толстого

-Методическая разработка занятия по психологии на тему "Конфликт и конфликтная ситуация" для студентов СПО

-Шаблоны для презентаций-3 Солнечные


Перейти к остальным »

ИНФОРМАЦИЯ

А знаете ли Вы, что зарегистрированные пользователи видят в 5 раз меньше рекламы на нашем сайте?

КАБИНЕТ


Логин:
Пароль:

РЕКЛАМА


ИНФОРМАЦИЯ

Легкая версия нашего сайта для мобильных устройств (ограниченный функционал)
fossa.net.ru/pda


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ:


Какие сегодня праздники?



Спонсор страницы:

ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА






Вверх
Мы рекомендуем почитать ↓
Здесь будет полезная информация. Наш ресурс проходит процедуру реорганизации.
© 2008-2013 VCF Образовательно-просветительский портал "ФОССА".
Копирование материалов возможно только при разрешении администрации сайта.
Сообщить о незаконном использовании материалов.

Яндекс цитирования   
Отзывы и предложение по работе портала оставляйте <<здесь>>
Если у вас возникли тех.проблемы, обращайтесь <<сюда>>

Пользовательское соглашение | Документы | О проекте | Ваш вклад | Баннеры | Реклама на портале | Служба Поддержки
Sitemap