Пояснительная записка. Кружок "Логоритмика для малышей".
Описание материала: Пояснительная записка
Ритмическая организация является основой жизни.
Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве».
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаи¬мосвязь слуховых ощущений с мышечными. Еще великий рус¬ский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышеч¬ное восприятие связано с временными ощущениями («Рефлек¬сы головного мозга», 1866).
Советский ученый, невролог и психиатр В.М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка за¬метное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства»).Ритмические движения способствуют активизации различ¬ных анализаторных систем, становлению интегративной деятель-ности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма реко¬мендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.
Различные педагогические системы придают большое значе¬ние ритмическому воспитанию (орхестика древних греков, сис¬тема ритмического воспитания Э. Жака Далькроза, эвритмия в Вальдорфской педагогике, система элементарного музицирова-ния Карла Орфа, фонетическая, логопедическая ритмика и др.).
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях.
Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Так как структура логоритмических занятий включает в себя упражнения на развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения разработанная программа кружка «Логоритмика для малышей» имеет интеллектуально-познавательную направленность.
Особенность программы заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, а музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. В основе занятий лежит восприятие — воспроизведение структур ритма разной модальности (наглядных, двигательных, звуковых, гра¬фических). Ритмические структуры вводятся последовательно: от ритма повторности и темповых отличий равнометричного повтора к ритму чередования (в самой доступной его форме). Формирование представлений о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах осуществляется в неразрыв¬ном единстве.
Актуальность программы. Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. При этом большое значение имеет речевое, сенсорное, двигательное развитие в этот период. В исследованиях последних лет учеными и практиками отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих различные нарушения речи, причиной которых могут быть разнообразные экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы, а также их сочетание. Развитие речевой деятельности ребенка, как отмечается в работах педагогов и психологов, зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Поэтому современная педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование логоритмики в процессе обучения и воспитания детей 3-4 лет. Это связано, прежде всего, с тем, что логоритмика помимо эстетического, духовного и психического развития ребенка, оказывает положительное влияние и на развитие речи.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных компонентов, творческой фантазии и воображения. Цель программы: развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами логоритмики. Программа кружка разработана с учетом возрастных особенностей детей 3-4 лет
Срок реализации программы кружка « Логоритмика для малышей» -1 год
Сюжетно-тематическая организация учебной деятельности позволяет каж¬дому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для разви¬тия познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным.
Такое построение занятий позволяет до¬биться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний. Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигатель¬ные упражнения, несложные танцы, элементарное музициро¬вание на шумовых инструментах, дидактические игры, способ¬ствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т.п.).
Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Зна¬чительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного тек¬ста. Эти игры учат малышей координировать движения со сло¬вом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Обучение малышей игре на шумовых инструментах явля¬ется средством для решения следующих (помимо развития чув¬ства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т.д.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой мате¬риал предварительно не выучивается. При выкладывании моде¬лей по цвету и величине возможно использование предметов-заменителей. Так, большие и маленькие разноцветные кружки могут изображать цветы, капельки, зернышки, снежинки и т.д.
Формы и режим занятий Основной формой учебной деятельности является интегрированное занятие. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 минут.
В результате участия в программе кружка «Логоритмика для малышей» у детей наблюдается: -нормализация темпа и ритма речи; -увеличение объёма памяти, словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов; -развитие физиологического дыхания и речевой моторики для правильного произношения звуков ; -совершенствование фонематического восприятия и слуха, общей и тонкой моторики, мимики. Итогом обучения в кружке будет являться умение детей воспроизводить движения или танцевальные элементы, руководствуясь только речевой ин¬струкцией или соответствующей движению музыкой; свобод¬но ориентироваться по тексту песни или стихотворения, пе¬редавать их настроение; уметь соблюдать основные правила игры.
Результат освоения программы определяется уровнем сформированности у детей запланированных знаний, умений и навыков.
Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
Представленные в программе занятия построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на овладение чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гар¬монизации психического развития детей. Логоритмические занятия не входят в систему образовательной деятельности предусмотренной программой «Детство».
Дополнительная информация о материале: Автор материала: Андриянова Ирина Юрьевна Добавлен: 09.08.2011, 18:41 Просмотров:1934; Загрузок:251; Комментарии: 0; Рейтинг:5.0/1
Если Вы не хотите проходить процедуру бесплатной регистрации, тогда нажмите на рекламную ссылку и Вам станет доступна ссылка для скачивания прямо сейчас!