Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам. В связи с этим педагог-психолог должен быть ориентирован на изучение личностных особенностей ученика, чтобы помочь ему сделать правильный выбор.
Для реализации данной цели школьному психологу необходимо учитывать три аспекта: во-первых, составление и функционирование программы индивидуальной образовательной траектории в предпрофильном обучении; во-вторых, эта программа должна сопровождаться ведением Карты индивидуального развития ученика; в-третьих, реализация маршрута осуществляется через проектную деятельность. Рассмотрим каждый аспект подробнее.
Программа проектирования индивидуального (адресного) образовательного маршрута, например, ученика 9 класса может включать в себя следующие этапы:
1. Диагностика как определение стартовых возможностей ученика.
2. Информатизация как профпросвещение.
3. Целеполагание как индивидуальный выбор образовательной цели.
Так в среднем звене проходят занятия, направленные на развитие умения ставить цели, опыта самообразования, самопознания.
4. Обучение технологии индивидуального образовательного маршрута. Примерный план ученика может быть следующим:
- смысл построения индивидуального образовательного маршрута (зачем надо выбирать профиль и приобретать опыт саморазвития?);
- цель (чему я хочу научиться и какую профессию выбрать?);
- содержание (какая информация мне необходима?);
- анализ и самоанализ (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями выбранной профессии);
- выбор пути реализации поставленной цели (как я могу достичь цели, какие будут мои результаты?).
5. Оформление маршрута как проектная и исследовательская деятельность.
Предпрофильная проектная деятельность – это связь замысла с воплощением, а не просто самостоятельное достижение результата.
У школьника возникает своеобразная чувствительность именно к этой связке, которая и формирует опыт ответственности за выбор профессии и результата своей деятельности. Метод проектов находится вне содержания образования и не требует изменения учебного плана, учебных предметов.
Школьник сам определяет и направляет проектную деятельность, получая необходимый опыт в области самообразования, самопознания, самоанализа и выбора. Психолог лишь управляет и корректирует проектную деятельность ученика. Дети сами учатся ставить перед собой задачи, планировать и решать их, осуществляют самоконтроль своих действий и оценку своего результата, определяют свою индивидуальную образовательную траекторию. Проект требует оформления результатов для его защиты, и не оценивается принятой пятибалльной системой.
В Подгорненской СОШ предпрофильное обучение проводится пять лет. Проектная деятельность в качестве индивидуального маршрута осуществляется три года. Наблюдение показало, что за это время около 60% учащихся, использующих проектную деятельность для построения индивидуальной образовательной траектории, реализовали свои профессиональные планы.
Таким образом, разработка и выполнение индивидуального образовательного маршрута (программы) является индивидуализированной помощью психолога учащемуся 9 класса в профессиональном самоопределении. В свою очередь, необходимым подспорьем как для психолога, так и для школьника могут быть Карты индивидуального образовательного и психологического развития.
В нашей школе такая карта начинает функционировать с первого года обучения ученика. В будущем мы планируем сотрудничество с детским дошкольным учреждением, когда карту индивидуального развития дошкольника будут заполнять воспитатель и медицинский работник с помощью специалиста-психолога.
Цель данного документа заключается в выявлении и обобщении психологических особенностей ребенка, уровня его развития; анализе профессиональных интересов и склонностей; проектировании собственного образовательного маршрута.
Примерная структура школьной карты индивидуального развития может выглядеть следующим образом:
- общие сведения ребенка;
- медицинские сведения, показатели физического и психического развития;
- уровень освоения программного материала;
- раздел профориентации: предпочитаемые учебные предметы, профинтересы, увлечения (кружки), участие во внеклассной работе, общественные поручения в классе, участие в общественно-полезном труде, трудовые умения и навыки, знакомство с профессиями (классные часы, школьные мероприятия, тренинги, консультации психолога, научно-популярная литература и т.д.), знакомство с производством (экскурсии, встречи с работодателями).
На наш взгляд, именно внедрение в образовательные учреждения предлагаемой программы, осуществление которой акцентируется на проектной деятельности, и ведение карты индивидуального развития способствуют формированию у школьника опыта в профессиональном самоопределении.
Литература:
1. Крылова, Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова // Школьные технологии.-2008. - №2. - С.34-41.
2. http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200107809 Алексей Воронцов «Формула собственного маршрута».