Автор: Соколов Виктор, студент 1 курса УрГПУ, Института Филологии, Культорологии и Межкультурной Коммуникации.
«Ты умеешь измерить круг,
вычисляешь расстоянья между звездами. Но если ты такой умелый, попробуй –
измерь человеческую душу… Скажи, велика она или ничтожна? Ты знаешь, какая из
линий прямая? Зачем тебе это, если в жизни ты не знаешь прямого пути?»
Сенека
Это высказывание древнего
мыслителя стало для меня воплощением напряженных раздумий учителя о смысле педагогической,
воспитательной деятельности. Именно педагог облечен особого рода властью –
властью влиять намеренно или неосознанно на судьбу ребенка, властью направлять
его к Добру или Злу…
Не так давно мною
прочитана замечательная книга Симона Львовича Соловейчика- «Час ученичества».
Для меня эта книга стала своеобразным стартом в изучении колоссального объема
книг и пособий по педагогике.
Симон Львович представил
свою книгу в виде одного хронологического рассказа о многих величайших
педагогах, начиная с далекого 18 века.
Изучив данную книгу, я понял, что не зря
потратил на это время- мною получены знания о формировании педагогики в России
и мире, о различных методах воспитания- как удачных, так и не очень- о
величайших педагогах того времени.
Некоторые имена великих
воспитателей, новаторов и просто потрясающих людей в мире образования для меня
были открыты впервые. Поведение многих
людей в создании и продвижении своих идей в образовании и в педагогике, с наивеличайшими фамилиями, такими как Л.Магницкий (создатель первой
арифметики), М.Ломоносов, Г.Сковорода,
Н.Новиков, Ф.Янкович, Ян Амос Коменский,
Генрих Песталоцци, Николай Пирогов (хирург и педагог, который высказывал
мысль о том, что школа должна растить человека) и другие, для
меня стали еще большим идеалом, нерушимым эталоном.
В «Часе ученичества»
повествование ведется до того увлекательно, что не замечаешь как пролетает
время за чтением. Еще минуту назад ты сидел в своей комнате и вот ты уже
находишься в далеком 18, 19, 20 веке, с огромным интересом следишь за судьбой
отдельного человека-педагога или даже целой династии. Человека, который
пытается пробить свои идеи и постулаты в еще неосвоенном мире обучения или
династии педагогов, которые день за днем, год за годом, просыпаются ранним
утром, в любую погоду и, невзирая на возраст и настроение, бодро шагают обучать
деревенских ребят. Ты погружаешься в этот увлекательный и простой мир прошлого,
сострадаешь и вместе с героями произведения ищешь пути самосовершенствования.
Рассказ о династии
учителей Раменских стоит особняком от общего повествования всей этой
потрясающей книги и выбивается из общей массы своей простотой и трогательностью..
Каждая глава, абзац, строчка и даже каждое слово этой книги несет в себе
непоколебимую веру в светлое будущее.
Но одним из самых
содержательных, душетрепательных, трогательных и великолепных оказалось для
меня повествование о величайшем Генрихе Песталоцци, который своим поведением
неоднократно доказывал, что удивительный успех его учеников, достигнутый при
самых разнообразных способностях каждого из них, достигается с помощью
индивидуального подхода, без наказаний, с проявлением к каждому человеческого
уважения. Он доказал, что каждый ребенок без исключения может получить
начальное образование.
Но сколько же сил и
здоровья было угроблено им на его детище… Сколько непонимания он встречал на
своем пути..сколько было боли, разочарований.. всего этого нельзя пересказать.
Этот человек ни разу, в случае неудачи, не опускал руки, начинал всё сначала,
добивался успеха, но волей судьбы он вновь и вновь всё терял и начинал заново…
Он стал известнейшим автором книг по педагогике того времени, но жил в крайней
бедноте… «Чудак из чудаков из страны дураков», но такой великий…
Книга Соловейчика «Час
ученичества» дает понимание педагогического опыта, умение ставить цели и задачи
педагогической деятельности, способность понимать философию образования.
Педагогическая культура
-развивающееся качество, искусство.
Условия для развития
педагогической культуры создается в общеобразовательном учреждении. И в «Часе
ученичества» проясняется способность
проектировать свою деятельность, умение определять основные направления деятельности,
делать отбор методов и приемов в соответствии с поставленными целями и
задачами, дается методологическая культура учителя..
Но как это все
представлено- это невероятно.. Простым и до боли знакомым художественным
языком. Сложное дается просто и это становится понятным.
Невероятное целесообразно
выстраивается в процесс познания и принятия нового знания.
Я рекомендую всем
прочитать эту книгу- вы не потеряете времени зря!
Как будущие педагоги, Вы
наверняка задаетесь невольными вопросами: «Могу ли я сделать своих учеников
счастливыми людьми? Обладаю ли я той силой, которая способна и воодушевить, и
приготовить детей к жизни взрослой? Найдем ли мы с воспитанниками что-то ценное
на этом пути, и не обернутся ли наши удачи потерями? Сможем ли мы поступать также, как делали это
величайшие педагоги?»
На бесконечном пути поиска
ответов на вопросы, возникающие в работе учителя, мне кажется, не может быть
места самодостаточности, довольству собой. Иначе между взрослым и ребенком
возникает вакуум. Это чудовищная сила, давящая и мертвящая, не оставляющая
места для тепла и искренности, не позволяющая признаваться в своих ошибках.
Но прочитав «Час
ученичества», я думаю, такие вопросы отпадут сами собой, каждый сможет сделать
свой осознанный выбор. И выбор этот будет в пользу того, что каждый скажет
себе: «Я хочу быть учителем!». Ни к чему измерять душу
человека, подгоняя ее под привычные стандарты.
Главное - развить
способность
В одном мгновенье видеть
вечность,
Огромный шар – в зерне
песка;
В единой горсти –
бесконечность
И небо в чашечке цветка.
(У.Блейк)