Второй титул Кабирова
Экипаж российской команды "КаМАЗ-Мастер" в составе Фирдауса Кабирова, Айдара Беляева и Андрея Мокеева стал победителем традиционного ралли-рейда "Дакар-2009", который в этом году впервые прошел в Южной Америке. Пятикратный победитель "Дакара", партнер Кабирова по команде Владимир Чагин занял второе место.
Для Фирдауса Кабирова, который принимает участие в "Дакаре" с 1990 года это уже вторая победа. Первую он одержал в 1995 году, когда ралли проходило по маршруту "Барселона – Дакар". В этом году на счету экипажа Кабирова 4 победы на этапах, а впервые он возглавил генеральную классификацию после шестого этапа. Когда же на 12-м этапе он уступил лидерство Чагину, казалось, что Владимир сможет привезти свой "КаМАЗ" к шестому титулу, но концовка лучше удалась Кабирову. Он уже на следующий день отыграл отставание, которое составляло меньше двух минут и оторвался от Чагина на 3 минуты. Последний этап, а с ним и общая победа также достались Фирдаусу.
Чагин вместе со своими партнерами по экипажу Сергеем Савостиным и Эдуардом Николаевым также одержал на нынешнем "Дакаре" четыре победы, но довольствовался вторым местом. Основным соперникам россиян голландцам в этом году не удалось составить "КаМАЗам" достойную конкуренцию. Действующий победитель ралли Ханс Стэйси вообще не смог добраться до финиша, а экипаж Жерара де Роя занял третье место, уступив Кабирову почти час. Четвертым в общем зачете финишировал еще один "КаМАЗ" Ильгизара Мардеева.
Самой интересной на нынешнем ралли-рейде получилась борьба в зачете внедорожников. Поначалу на первой строчке общего зачета попеременно сменяли друг друга катарец Насер Аль-Аттия и испанец Карлос Сайнс. Однако Аль-Аттия был исключен из ралли после шестого этапа. А на 12-м этапуе не повезло и Сайнсу, который умудрился свалиться в овраг. Его штурман француз Мишель Пери получил при этом травму плеча, и врачи не разрешили ему продолжить гонку. Сайнс, который выиграл 6 этапов и оторвался от своего ближайшего конкурента почти на полчаса, был вынужден прекратить борьбу за победу, которая в итоге досталась южноафриканцу Джинелю де Виллерсу.
"Это просто невероятно, - сказал после финиша счастливый победитель. - Еще несколько дней назад я даже не помышлял об этом, и, конечно, очень доволен своей победой. На некоторых спецучастках, особенно в дюнах, мы потеряли немного времени относительно других участников, но, к счастью, это не стало катастрофой. Когда на 12-м этап сошел Карлос Сайнс, я подумал, что мне вполне по силам стать первым на этом ралли. И в итоге удача повернулась ко мне лицом, и мне удалось стать первым, чему я безумно рад".
Этот "Дакар" стал самым удачным и для российских участников в классе внедорожников. Леонид Новицкий и Олег Тюпенкин просто прекрасно провели концовку ралли-рейда, дважды заняв пятые места на этапах, а на последний и вовсе прибыв вторыми. Причем Джинелю де Виллерсу, который впервые в своей карьере стал победителем "Дакара" они уступили всего две секунды. Итог – самое высокое в российской истории восьмое место в общем зачете. Всего же к финишу "Дакара" приехало шесть автомобилей с россиянами за рулем, но больше никому из них не удалось попасть даже в тридцатку.
В классе мотоциклов борьбы не получилось. Испанец Марк Кома, хоть и выиграл всего три этапа, лидировал в общем зачете от старта до финиша и в итоге опередил занявшего второе место последнего победителя француза Сирила Деспре почти на полтора часа. "Нам пришлось очень не просто в Южной Америке, и на последние спецучастках я старался сохранять 100% концентрации, чтобы не допустить ошибки. У многих были технические проблемы, но меня они обошли стороной, во многом благодаря моим механикам. Это и помогло мне одержать победу", - сказал после финиша Марк Кома.
В классе квадрациклов первенствовал 51-летний чех Йозеф Мачацек. Он вышел в лидеры после седьмого этапа и больше никому его не уступал.
"Дакар-2009" впервые был проведен в Южной Америке. Напомним, что в прошлом году из-за террористической угрозы это ралли было отменено. Первый подобный опыт вряд ли стоит признать удачным. Из-за сложных погодных условий некоторые этапы нынешнего ралли-рейда пришлось сократить, а два и вовсе были отменены.
Увы, не обошлось и без жертв, что для "Дакара" давно уже стало печальной традицией. Французский гонщик Паскаль Терри 4 января сообщил о проблемах со своим мотоциклом, а спустя три дня был найден мертвым в труднодоступным месте среди густых зарослей. А на четвертом этапе упал вертолет со съемочной группой. К счастью, пилот и три пассажира не пострадали.
Автоспорт. Ралли-рейд «Дакар-2009»
Общий зачет
Грузовики
1. Фирдаус Кабиров ( Россия, «КаМАЗ») – 49:34.46
2. Владимир Чагин ( Россия, «КаМАЗ») + 3.39
3. Жерар де Рой (Голландия, Ginaf) + 59.56
4. Ильгизар Мардеев ( Россия, «КаМАЗ») + 6:46.30.
Внедорожники
1. Джинель де Виллерс (ЮАР, Volkswagen) – 48:10.57
2. Марк Миллер (США, Volkswagen) + 8.59
3. Робби Гордон (США, Hummer) + 1:46.15
8. Леонид Новицкий (Россия, BMW) + 13:15.13
36. Илья Кузнецов (Россия, Mitsubishi) + 46:06.13
41. Виктор Воликов (Россия, Toyota) + 55:10.25
42. Ярослав Соловьев (Россия, Buggy) + 55:29.28
47. Александр Бараненко (Россия, Toyota) + 65:57.35
77. Алексей Беркут (Россия, Mitsubishi) + 278:57.21
Мотоциклы
1. Марк Кома (Испания, КТМ) – 52:14.33
2. Сириль Деспре (Франция, КТМ) + 1:25.38
3. Давид Фретинье (Франция, Yamaha) + 1:38.56.
Квадроциклы
1. Йозеф Мачацек (Чехия, Yamaha) – 68:22.06
2. Маркос Патронелли (Аргентина, CAN-AM) + 2:34.00
3. Рафал Соник (Польша, Yamaha) + 7:42.34.