История развития ICQ - Всероссийский проект для педагогов и родителей
  Основной контент нашего ресурса предназначен для лиц старше 16 лет
Наш сайт на реконструкции. Приносим извинения 22222 33333
Здесь скоро будет новое удобное меню. Приносим извинения, сайт сейчас на реконструкции.


+Полное меню



НАШ ОПРОС

На какие оценки Вы учитесь?

Всего ответов: 360

РЕКЛАМА









Мгновенные сообщения как феномен Интернета


Трудно себе представить, на что был бы похож Интернет, если бы в свое время компания Mirabilis не решила выйти на IT-арену со своей ICQ; с другой стороны, смог бы наш, реальный мир существовать без мобильных телефонов? Вот-вот, так и здесь: кто-нибудь все равно бы создал программу для обмена сообщениями — не Mirabilis, так Microsoft.

Впрочем, рассуждать об истории в сослагательном ключе — весьма сомнительное занятие, поэтому разговор о Instant Messenger'ах, то есть программах, отвечающих за мгновенный обмен сообщениями, стоит начать с истории самой ICQ — именно она стала первым успешным IM-инструментом в истории человечества.

Этот IM у нас Асей зовется

Итак, сама ICQ (даже неловко это лишний раз рассказывать, но имя ее произошло от фразы I Seek You, что в переводе на язык родных осин значит «Я ищу тебя») появилась в 1996 году, выбравшись из-под пера Mirabilis; на тот момент компания состояла из четверых граждан солнечного Израиля — Яира Голдфингера, Арика Варди, Сефи Вигизера и Амнона Амира.

Как результат, уже в 1997 году израильтяне бодро рапортовали о том, что количество пользователей ICQ достигло миллиона, а к 1998 году прозвучали цифры о росте сети на 1 миллион за 23 дня.

Естественно, мимо крупных IT-игроков это пройти не могло, и в 1998 году ICQ вплотную заинтересовалась компания America Online, более известная нам под сладкозвучной аббревиатурой AOL, которая взяла, да и приобрела всю Mirabilis за баснословную сумму в 407 миллионов долларов; при этом 287 миллионов выплачивалось сразу же, а остальные 120 миллионов обещалось выплатить в течение ближайших трех лет при условии дальнейшего развития сервиса.

Именно тогда ICQ пережила свое, как говорится, второе рождение — ICQ 98b распространялась по Интернету с поистине бешеной скоростью, и удобной программкой для обмена сообщениями («Это же двухсторонний пейджер!» — бывало, радостно восклицали пользователи) стало пользоваться все больше и больше пользователей.

Май 1997 — 1 миллион регистраций, 100.000 человек онлайн; Февраль 1999 — 1 миллион одновременных подключений; 1999 год, декабрь — 50 миллионов пользователей; Март 2007: активных пользователей — 22 миллионов, всего — 150 миллионов.
Пользователи ICQ опознаются по уникальному идентификационному номеру (UIN); при этом номера выдаются в порядке возрастания. После серии хакерских атак Mirabilis приняла решение хранить все электронные адреса, на которые когда-либо заводились номера ICQ, на главном сервере, в результате чего даже после насильственной утери адреса владелец может попробовать вернуть украденное;Короткие (в основном, шестизначные) и просто красивые номера ICQ часто становятся предметом торговли и кражи. Более того, есть даже специальные Интернет-магазины коротких номеров, где за номер 12345 просят 1700 WMZ.

Немалое число их было привлечено в 2000 году, когда вышел клиент ICQ 2000b, работавший на диво гладко и не особо потребляющий системных ресурсов — многие из современных пользователей начинали именно с него.

Если опустить всяческие промежуточные версии (вроде невнятной ICQ 2001b), то до 2007 года в развитии ICQ можно выделить 3 главных вехи — это выпуск ICQ 2003b, выпуск ICQ 4 и выход ICQ 6.

ICQ 2003b (к слову, этот клиент работает и поныне, чего не скажешь о его более старших версиях) сама по себе была замечательна тем, что она, во-первых, вводила новый вид показа входящих и исходящих сообщений в виде чата — напомним, до того показывались лишь единичные сообщения, причем каждое в своем окне, а во-вторых — отличалась хорошей надежностью и работоспособностью. Наглядной иллюстрацией здесь может послужить тот факт, что некоторые IT-староверы до сих пор сидят именно на 2003b, но с установленным патчем, добавляющим многооконный интерфейс, возможность добавления контактов без запроса авторизации, проверку IP-адреса и так далее.

И это неспроста — дальнейшие шаги Mirabilis во многом оказались весьма спорными.

Распад Римской Империи

Разброд и шатания начались с версии ICQ 4, которая оказалась потомком не основной ICQ 2003b Pro, но весьма куцей ICQ Lite, славящейся своей малогабаритностью, малофункциональностью и ориентированностью на начинающих пользователей.

В итоге ICQ 4 вышла весьма смазливой и ресурсоемкой — помимо прочего, новая «аська» могла похвастаться поддержкой скинов, поддержкой особых статусов (сопровождаемых отдельной картинкой) и многопользовательских игрищ, но никакого технического прорыва предложить не смогла; но главное, что изрядно взбесило бывалых пользователей, касалось отнюдь не отсутствия поддержки 10 версии протокола, а присутствие смайликов и рекламы.

В ICQ есть два вида баннеров: 468х60 (под диалоговым окном) и 88х31 (над контакт-листом). Стоимость выхода на российскую аудиторию пользователей ICQ в 2004 году составляла- $2-$3 за 1000 показов. Как утверждают в AMK Interactive, CTR такого размещения на данный момент находится на уровне 1%, или в пересчете - $0,2-$0,3 за клик. История рекламы в российской ICQ началась еще в октябре 2001 года. Тогда в «аське» российские пользователи увидели вместо кнопки SMS-сервиса ICQ рекламу отечественных ресурсов Toka.Ru или Damochka.Ru, размещенную там без согласия с AOL.

Начать, пожалуй, стоит со смайликов. Дело в том, что ICQ 4 принудительно заменяла распространенные смайлики (вроде «:)», «;)» и прочих) на графические изображения. Казалось бы, ну что здесь такого? А вот что: смайлики были нарисованы весьма косолапо, и эмоция, которую владелец, скажем, ICQ 2003b вкладывал в смайлик «:)», в ICQ 4 трансформировалась в малоприятную гримасу; вдобавок ко всему, смайлики эти нельзя было отключить средствами самого клиента, в результате чего приходилось лезть в системные файлы — да и это было весьма сомнительным ходом, поскольку смайлики-то отключались лишь у одного пользователя, а не у всех.

Второй неприятной новинкой стала реклама, демонстрируемая в окошках диалога — и несмотря на то, что реклама сама по себе была таргетированной по региону, удовольствия от нее было мало; впрочем, ее можно было достаточно просто отключить средствами, скажем, файерволла или программы-блокировщика рекламы, например, Ad Muncher.

Некоторые пользователи полагали, что в следующих версиях ICQ вернется к истокам; но не тут-то было — в вышедшей ICQ 5 1 ситуация лишь усугубилась. Верхом творчества художников Mirabilis стала версия ICQ 5.1, щеголявшая поистине уродливыми смайлами, один из которых крайне натуралистично изображал, простите, колобка, которого тошнит.

С пятой версией ICQ связано и еще одна хитрость — именно на ее основе была создана отечественная версия Rambler-ICQ. Что характерно, без клоунады не обошлось и здесь — русская ICQ требовала регистрации в почте Rambler, что создавало немало неудобств; впрочем, в более поздних версиях это ограничение было снято.

Версия ICQ 6, по счастью, оказалась более человеческой по виду, хотя анимированные смайлы по-прежнему доверия не внушали; интерфейс «шестерки» был сделан на AOL'овском движке Boxely (в результате чего ICQ стала похожа на кусок мыла — и по виду, и по удобству использования), и к аське оказалась прикручена вереница платных сервисов, которые начинали только наклевываться в пятой версии (к примеру, появились VoIP-сервисы).

Вместе с тем, в шестой версии неведомо куда задевались статусы, упоминавшиеся выше, дававшие пользователям немалый простор для фантазии; смысл этого шага неясен до сих пор, но факт остается фактом — шестая версия ICQ лишь усилила текучку пользователей на альтернативные клиенты.

Параллельная реальность

Уж чего-чего, а альтернативных клиентов у ICQ всегда было предостаточно, хотя до ICQ 2003b включительно они оставались уделом лишь немногих эскапистов.

Первый серьезный раскол произошел после выхода ICQ 4, не оправдавшей возложенных на нее ожиданий — и последующие версии «аськи», щеголявшие то безумными смайлами, то косолапым интерфейсом, ситуацию только усугубили.

Как результат, подскочила популярность альтернативных клиентов, и если на Западе известны десятки и десятки ICQ-совместимых клиентов (Ayttm, centericq, Licq, NanoICQ и прочие), то у нас на данный момент в ходу три типа альтернативных клиентов — Miranda, &RQ и QIP.

Единым преимуществом всех альтернативных клиентов без исключения является то, что они начисто избавлены от назойливой рекламы; тем не менее, по своей структуре и философии все клиенты сильно разнятся.

Взять хотя бы «Миранду» — это весьма тяжеловесный Open Source-клиент, позволяющий настроить в себе что угодно и основывающийся на традиционной для «опенсорса» модульной системе. Отсюда следуют 2 факта: во-первых, «Миранда» обладает просто потрясающей функциональностью (к примеру, к ней можно прикрутить не только ICQ, но и Skype, и Google Talk, речь о которых пойдет чуть ниже), но при этом отличается весьма буйным нравом и конфликтует с файерволлами, системными процессами.

Другим берет вторая программа — &RQ: сие чудо российской мысли влезает на трехдюймовую дискету и вообще ведет себя как малютка — загружается быстро, ресурсов ест мало, а позволяет делать почти то же, что и старшие братья — к примеру, узнать, когда данный конкретный ICQ-пользователь в последний раз вылезал в Сеть и шифровать историю сообщений. Единственным, пожалуй, серьезным недостатком можно назвать то, что &RQ пока не умеет принимать и отправлять файлы — в остальном же программа весьма удобна и приятна.

Этих недостатков лишена QIP, программа отечественного, заметим, происхождения — более компактная разработка, явно вдохновленная функциональностью и интерфейсом ICQ 2003b; она поддерживает меньше возможностей, чем «Миранда», но зато работает быстро и не замедляет систему; для тех, кто долгое время сидел на ICQ 2003b, она выглядит вообще как родная. В новой редакции, получившей название Infium, клиент QIP умеет работать с VoIP-сервисами (в частности, с SIPNET), поддерживает продвинутую кастомизацию каждого контакта в списке пользователей и работает не только с ICQ-протоколами (есть Jabber и XIMSS). Если добавить сюда поддержку «закладочного» режима работы (как в последних версиях официально ICQ), то можно себе представить, каким образом этот альтернативный клиент сумел завоевать немалую долю на отечественном рынке — впрочем, об этом мы поговорим ниже.

Jabber — конкурент ICQ, родился в 1998 году, поддерживается альтернативными IM-службами, например, Google Talk. Главное отличие — децентрализованность серверов. В результате — весьма разрозненное сообщество.

Особняком держится группа ICQ-клиентов, не слишком популярных, но достаточно оригинальных; к примеру, есть такой клиент, как Indigo: достаточно простенькая программа с весьма мудреным графическим интерфейсом и возможностью отслеживать, какие пользователи Indigo просматривают тот сайт, на котором находится и сам пользователь; в принципе, эта фишка имела бы смысл при большом количестве подключенных веб-серферов, но при данном уровне популярности Indigo говорить о каком-то серьезном интересе не приходится.

Напоследок надо сказать о целом ворохе ICQ-клиентов, работающих через браузер (что весьма удобно для прячущихся офисных работников) — обладая минимальным функционалом, они способны работать через Java или Flash и, в общем-то, пригодны для жизни; в их числе можно назвать как, собственно, мирабилисовскую ICQ2Go, так и стороннюю WebICQ. Список подобных программ большой, но выделить какую-то особую сложно — функциональность их находится примерно на одном и том же уровне.

Хочу стать ICQ

Успех ICQ не прошел незамеченным среди крупных IT-игроков, в результате чего было создано недюжинное число конкурентов ICQ, основанных каждый на своей сети; некоторые задумки оказались достаточно успешными, но основная масса IM-конкурентов даже в первом приближении не смогла соперничать с разработками Mirabilis.

Среди успешных западных проектов можно назвать MSN и Yahoo! Messenger — по некоторым данным, популярность их местами перекрывает ICQ; действительно, тот же MSN по удобству использования намного опережает ту же ICQ 6, хотя и не может сравниться с тем же QIP или ICQ 2003b.

В России же, по данным исследования МАСМИ, расклад получается следующий: на долю ICQ приходится 29,7%; за ним следует QIP с его долей 20%, а вот дальше начинается самое интересное — с долей 17,5% следует «Mail.ru Агент», собственная разработка, как нетрудно догадаться, почтового сервиса Mail.ru. Надо сказать, этот IM-клиент сумел завоевать популярность среди более молодой части аудитории, и главный изюм этой программы заключается в мелких возможностях, интересных именно для молодежи: к примеру, «М-Агент» позволяет бесплатно отправлять SMS на мобильные телефоны, обмениваться флеш-роликами (анимированные смайлики) и видеоклипами, а также уведомлять пользователя о новой почте; в остальном же функционал «М-Агента» практически идентичен «асечному».

Но вернемся к исследованию МАСМИ. За «Mail.ru Агентом» следует уже разобранная нами Rambler ICQ с долей 5,7%, а вот за ней идет Skype, весьма многообещающая разработка, отхватившая, тем не менее, всего 2,8% рынка.

Оговоримся сразу: как IM-клиент Skype практически ничем (ну, разве что за исключением симпатичных смайликов) не выделяется на фоне конкурентов; главная его «фишка» заключается во всесторонней поддержке VoIP — честности ради, стоит отметить, что проект создавался с прицелом именно на это.

За «Скайпом» следует Google Talk — IM-программа, накрепко привязанная к почтовому сервису Google. Сказать, что это достойная альтернатива ICQ сложно — он пытается заигрывать и с IM, и с VoIP, но в итоге страдает от недостатка пользователей: тем, кому надо IM, уйдет в ICQ, а те, кому нужен VoIP — обратятся к Skype; возможно, нам еще предстоит услышать о новых шагах Google в этой области, но пока Google Talk в России, мягко говоря, непопулярен.

Одинаковые с Google Talk позиции занимает и уже знакомый нам MSN Messenger, но коль скоро мы его уже обсудили, останавливаться на нем нет смысла.

Почетные 0,5% от рынка занимает Live Messenger — новая IM-платформа от Microsoft, базирующаяся на сервисах Windows Live, но оно по своему функционалу сильно проигрывает основным игрокам, так что говорить о нем серьезно на российском рынке не приходится — ровно, как и о Yahoo! Messenger, отхватившему, согласно подсчетам МАСМИ, 0,3% доли российского рынка.

Чтобы закончить с исследованием IM-клиентов, нужно упомянуть еще 2 опросных позиции: 3,1% мелких программ, стыдливо прячущихся под общим названием «Другие», а также 16,0% пользователей, заявивших, что они IM-клиентом не пользуются в принципе.

Дальние IM-виды

Так каковы же перспективы у рынка? Судя по всему, официальная ICQ будет и дальше развиваться в сторону платного контента, стремясь охватить максимально широкую аудиторию; как итог, избавления интерфейса от рюшечек и уродливых смайлов ожидать не стоит, равно как и появления какого-либо инструментария для глубокой настройки.

Впрочем, эти прискорбные факты играют на руку производителям альтернативных ICQ-клиентов — таким образом, выбор у пользователей будет всегда, только если Mirabilis не решит отключить доступ всем «иноверцам».

Но даже и в этом случае будут развиваться конкурирующие IM — тот же Skype или Live Messenger, и Mirabilis волей-неволей придется расстаться со своими позициями. А ведь началось-то все со смайлов.


Автор: Бородкин Алексей (soft@cnews.ru)



Кабинет


Логин:
Пароль:

РЕКЛАМА


ИНФОРМАЦИЯ

Легкая версия нашего сайта для мобильных устройств (ограниченный функционал)
fossa.net.ru/pda


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ:


Какие сегодня праздники?



Спонсор страницы:

ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА






Вверх
Мы рекомендуем почитать ↓
Здесь будет полезная информация. Наш ресурс проходит процедуру реорганизации.
© 2008-2013 VCF Образовательно-просветительский портал "ФОССА".
Копирование материалов возможно только при разрешении администрации сайта.
Сообщить о незаконном использовании материалов.

Яндекс цитирования   
Отзывы и предложение по работе портала оставляйте <<здесь>>
Если у вас возникли тех.проблемы, обращайтесь <<сюда>>

Пользовательское соглашение | Документы | О проекте | Ваш вклад | Баннеры | Реклама на портале | Служба Поддержки
Sitemap